СТРУКТУРА ЭМОЦИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ЗВУКОВОГО ФРАГМЕНТА

Выскочил Н.А.

(Москва)

Л.М. Веккер считал, что вся трудность изучения эмоций заключается в том, что эмоциональные процессы составляют средний класс триады психических процессов, поэтому «изучены гораздо хуже, чем структура и механизмы когнитивных процессов и процессов психической регуляции деятельности, располагающихся по краям спектра психических процессов». Также «резко выраженная «размытость» усиливается еще и тем, что в интегральной структуре субъекта переплетены и взаимно замаскированы разные пласты иерархической системы, начинающейся с элементарных эмоций, общих у человека с животными, а завершающейся высшими формами интеллектуальных и нравственных чувств человека. Эта слитность разноуровневых слоев с особой остротой требует стратегии, специально направленной на разведение субъективных и объективных компонентов психических процессов (в данном случае эмоций), их общих и частных форм, целостных и частичных проявлений, исходных и производных уровней» [Веккер, 1981].

Цель данной работы — проверка гипотезы о существовании связи между пониманием и эмоциональной оценкой звукового фрагмента человеком. Под термином «понимание» мы подразумеваем постижение содержательной стороны звукового фрагмента. Для нас особенно важна была субъективная оценка, опираясь на которую человек определяет источник звука, что предполагает предметную соотнесенность звукового фрагмента. В ином случае, звук предметно не соотнесен, испытуемый не может идентифицировать его источник. В эмоциональную оценку входят недифференцированные эмоциональные оценки и дифференцированные эмоции.

Процедура исследования проходила следующим образом. Испытуемому в звукоизолированной, затемненной камере предъявлялся один звуковой фрагмент, после прослушивания которого ему через переговорное устройство экспериментатор задавал вопросы «Направленного интервью», с помощью которых выяснялось, что услышал испытуемый, и уточнялись различные аспекты услышанного звука. Ответы испытуемого дословно фиксировались экспериментатором в журнале. Все речевые высказывания в дальнейшем подвергались контент-анализу. Суть контент-анализа состояла в классификации высказываний по следующим категориям: понятен или не понятен звуковой фрагмент; положительная эмоциональная оценка, отрицательная эмоциональная оценка и нейтральная эмоциональная оценка.

Далее испытуемый оценивал звук по шкалам методики «Семантический дифференциал в оценке звуковых фрагментов», разработанной В.

А. Садовым, Н.Г. Шпагоновой. Для обработки мы использовали шкалу «Эмоция радости», в которую вошли следующие пункты: радостный — тоскливый, веселый — грустный, счастливый — горестный, торжествующий — унылый, радостный — печальный, мажорный — минорный, и шкалу «Интегральная эмоциональная оценка звука»: неприятный — приятный, пугающий — расслабляющий, отталкивающий — привлекающий, некомфортный — комфортный, утомительный — неутомительный, раздражающий — успокаивающий, нежелаемый — желаемый, неблагоприятный — благоприятный.

Через некоторое время испытуемому предъявлялся следующий звук. Всего испытуемый прослушивал 9 звуковых фрагментов: три естественных звука (мяуканье кошки — 995 мс, звук падающей капли — 203 мс, удар топора по дереву — 505 мс), их реверсивные и тональные модификации.

По итогам исследования были сделаны следующие выводы:

1. При понимании звукового фрагмента возникает положительная, а при непонимании — отрицательная эмоциональная оценка. В случае, когда испытуемый с легкостью определяет звуковой фрагмент, он удовлетворен, и звуковой фрагмент оценивается как положительный, а если он не может определить, что именно звучит, то испытывает дискомфорт, раздражение и дает звуку отрицательную эмоциональную оценку. Таким образом, в очередной раз подтверждается такая эмпирическая характеристика эмоций, как двузначность.

Не обнаружено связи между пониманием звукового фрагмента и возникновением эмоций радости, печали. Данный вывод может говорить в пользу того, что элементарные чувства удовольствия и неудовольствия, включенные в недифференцированную эмоциональную оценку, находятся на одном уровне эмоциональных процессов, а дифференцированные эмоции — на другом и по-разному связаны с пониманием.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ОЦЕНКЕ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Балин В.Д., Голушко А.В. Функциональные структуры базовых эмоций и чувства
Бергфельд А.Ю., Вакурова А.Н Психологическая структура эмоции в контексте проблемы восприятия эмоций
9.1. ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ ДРУГОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
КУМСКОВА Т.М. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ
Токаревская Екатерина Михайловна СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР
О. Г. Япарова, А.В. Дягилева ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАТЕРИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
ГЛАВА 13. ЭНДОКРИННО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ, АДАПТАЦИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС
3. Дифференцированная оценка структуры труда, отраженной в сознании его субъекта
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАК ПРОЦЕСС.
ПРИЛОЖЕНИЕ МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТРУДА
ГЛАВА 18. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА В СТРЕССОРНЫХ УСЛОВИЯХ
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА» (ОПРОСНИК EQ)
Д.Н. Подвигина О СТРУКТУРЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ШКАЛ ОЦЕНКИ КОРОТКИХ ИНТЕРВАЛОВ ВРЕМЕНИ
МЕТОДИКА «ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ - МОНОТОННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»
ЧЕСКИДОВ А.Г., ШЛЯПНИКОВА И.А. ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА НА ОЦЕНКУ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ РЕЧИ
Добавить комментарий