Структура нравственных ценностей

Совокупность ценностных ориентаций человека определяет содержательную сторону направленности личности, детерминирует отношения человека к окружающему миру и самому себе, составляет основу его мировоззрения. Особое место среди всего множества ценностных ориентаций занимают моральные ценностные ориентации. Именно они являются наиболее значимыми при общении с другими людьми и вынесении оценки о личности другого.

Взаимодействуя с человеком, мы стремимся узнать, можно ли на него положиться в сложных ситуациях. В народной лексике сложилась речевая форма для оценки степени надежности человека «возьму ли я его с собой в разведку?». Она представляет собой интегральную характеристику со многими входными параметрами, не последнюю роль среди которых играют именно нравственные ориентиры оцениваемого человека.

Однако количество нравственных (моральных) ценностей, выработанных человечеством в процессе его истории, достаточно велико. Кроме того, их содержание в значительной степени соотносится с историческими условиями и культурой данного общества. В зависимости от этнических, социальных и культурных причин совокупность и структура ценностных ориентаций могут значительно различаться в разных группах и обществах и даже у разных людей. Поэтому ответ на вопрос, заданный выше, может быть прямо противоположным.

Можно сформулировать гипотезу о том, что все множество нравственных ценностей, норм, оценок, принципов и т.д., включая моральные качества человека, могут быть соотнесены с небольшим количеством «интегральных» нравственных ориентаций. Эти ориентации играют роль базовых оснований нравственности, характеризующих общую культурную и психологическую установку. Так, для европейца таким базовым основанием является, как считают философы, гуманизм.

Какова же базовая ценность российского человека? Ответ на этот вопрос требует серьезного эмпирического исследования. Пока же можно предположить, что сейчас сложно найти такую основу для всего нашего общества. Оно – разобщено. Нравственные ориентиры абсолютно разные, что создает картину их неопределенности на уровне целого.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Минова М.Е. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Кутянова И.П. Изменение структуры ценностей в процессе ресоциализации наркозависимых
ЧЕСКИДОВ А.Г., ШЛЯПНИКОВА И.А. ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА НА ОЦЕНКУ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННОГО ВОС-ПИТАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Хямяляйнен Ю., Кайнулайнен С., Ворнанен Р., Меньщикова А., Ниемеля П. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТЕЙ, ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ЧУВСТВА БЕЗЗАЩИТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ КУОПИО И ПСКОВА
Признание ценности мудрости против признания ценности физических сил
НРАВСТВЕННЫЙ СТАТУС
НРАВСТВЕННАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ и поведение
НРАВСТВЕННАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ и поведение
4.4.4 СФЕРА ЭСТЕТИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ (СЭН)
Добавить комментарий