СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ПРЕДСТАВЛНИЕ О СЧАСТЬЕ У ЛИЦ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

В современном обществе проблема субъективного благополучия является наиболее актуальной. В бесконечной погоне за материальными благами люди часто забывают о том, что потребность в богатстве и желание быть счастливым — это не одно и то же.

Тема субъективного благополучия и неудовлетворенности жизнью человека наиболее актуальна в области психологического консультирования. В связи с тем, что Россия является многонациональной страной, знание особенностей представителей различных наций является важным аспектом проведения психологического консультирования.

В качестве объекта исследования нами были выбраны социальные представления о счастье.

Предмет исследования — субъективное благополучие и представление о счастье у мужчин и женщин разных национальностей.

Целью исследования стало изучение субъективного благополучия и социальных представлений о его детерминантах у мужчин и женщин русской и узбекской национальностей.

В ходе исследования решались следующие задачи:

• Выявить детерминанты субъективного благополучия у представителей русской и узбекской национальностей.

• Выявить и сравнить особенности социальных представлений о детерминантах субъективного благополучия у представителей русской и узбекской национальностей.

• Сравнить уровень субъективного благополучия и представления о счастье у представителей разных национальностей. Теоретической гипотезой нашего исследования стало

предположение о том, что уровень субъективного благополучия людей, проживающих в Средней Азии (представителей узбекской национальности) выше, чем уровень удовлетворенности жизнью у лиц русской национальности.

Для проверки гипотезы и реализации поставленных цели и задач нами были использованы следующие методики: метод исследования представлений Х. Азумы и К. Кашиваги в адаптации М. И. Воловиковой, методика «Субъективное благополучие», «Анкета по детерминантам счастья».

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие

выводы:

1.Представители русской национальности субъективно более благополучны (r = 37,3), чем представители узбекской национальности (r = 47,7), (уровень значимости р < 0,05)

2. Мужчины русской национальности субъективно более благополучны (r = 17,8) по сравнению с женщинами русской национальности (r = 25,2). У представителей узбекской национальности мы наблюдаем обратное явление — женщины субъективно более благополучны (r = 13), чем мужчины (r = 30), (уровень значимости р < 0,05).

3. Наблюдаются различия в представлениях о детерминантах счастья у мужчин и женщин разных национальностей. Мужчины узбекской национальности в качестве значимого фактора счастья отмечали наличие друзей. Однако при анализе результатов закрытого опросника было обнаружено, что для всех представителей узбекской национальности значимы — материальные ценности и семья. Для представителей же русской национальности наиболее важными для счастья человека являются духовные ценности и личностные особенности человека, как общительность, уверенность в себе.

4. Выявлены различия в представлениях о счастливом человеке у мужчин и женщин разных национальностей. Русские мужчины склонны считать, что наиболее значимая определяющая счастливого человека — личностные особенности (r = 47,6), затем карьера (r = 33,3), семья (r = 23,8), материальные ценности (r = 19), духовные ценности (r = 14,3). Несколько отлично представление русских женщин о счастливом человеке: на первом месте — личностные особенности (r = 57,1), затем семья (r = 42,9), карьера (r = 28,6) и духовные ценности (r = 28,6), материальные ценности (r = 19,0) (уровень значимости р < 0,05).

Для представителей узбекской национальности значимость признаков счастливого человека несколько иная: для мужчин — друзья (r = 95,2), семья (r = 90,2), материальные ценности (r = 85,7), духовные ценности (r = 66,7), личностные особенности (r = 23,8) и карьера (r = 23,8); для женщин — семья (r = 95,2), материальные ценности (r = 95,2), личностные особенности (r = 47,6), духовные ценности (r = 19) (уровень значимости р<0,05).

В заключение следует сказать: несмотря на то, что русские мужчины не считают себя счастливыми, на самом деле таковыми являются. В то же время обратное явление мы наблюдаем у мужчин узбекской национальности — их убежденность в том, что они являются счастливыми, не означает то, что они в действительности счастливы.

Подводя итог всей работы, мы пришли к выводу, что самыми счастливыми являются русские мужчины, затем русские женщины, женщины узбекской национальности и объективно наименее счастливы мужчины узбекской национальности.

Мазейко Ольга Казимировна ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Актуальность проблемы развития творческих способностей личности определяется тем, что творческая деятельность и творческие способности содействуют развитию человека как личности, обращенной к будущему, созидающей его и видоизменяющей свое настоящее. Кроме того, для личности, отличающейся высоким уровнем креативности характерны такие особенности мотивационно-смысловой сферы, как ориентация на успех и мотивация аффилиации, и такая особенность познавательной сферы, как ярко выраженная познавательная потребность (по мнению А. М. Матюшкина), которые необходимы для эффективного функционирования в деятельности и адаптации в социуме.

Согласно Б.М. Теплову, способности — это индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Рассмотрим взгляды отечественных и зарубежных психологов на сущность феномена «творческие способности».

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество». Творчество — это человеческая деятельность, порождающая качественно новое и имеющее общественно-историческую ценность. Нам представляется важным указание Л.С. Выготского на наличие творчества везде, где человек по- новому подходит к решению поставленных задач. Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет что-либо новое, какой бы крупицей не казалось это новое, по сравнению с созданиями гениев. Исследования Н. А. Ветлугиной, А. В. Запарожца, Н. Н. Поддьякова показали, что творческие способности возникают в дошкольном возрасте и развиваются при овладении общественно выработанными средствами деятельности в специально организованном процессе.

Д. Б. Богоявленская отмечает два подхода к пониманию творческих способностей: творческая способность как максимальный уровень развития способностей и как креативность, реализуемая в факторах дивергентного мышления. Ученая отмечает, что креативность

выступает скорее не творческой способностью, а основой ее формирования.

А. Н. Лук выделяет следующие творческие способности: способность видеть проблему там, где ее не видят другие; сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы; применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой; воспринимать действительность целиком; легко ассоциировать отдаленные понятия; способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту; гибкость мышления; способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки; видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией; легкость генерирования идей; творческое воображение.

В зарубежной психологии творческие способности обозначаются как креативность, активно стала изучаться после опубликования работ Дж. Гилфорда. Основными качественными показателями креативности, согласно исследованиям Дж. Гилфорда, являются беглость, гибкость, оригинальность, точность мышления и воображения.

Творцом не рождаются. Как отмечает Фергюсон, творческие способности не создаются, а высвобождаются. П. Торранс продолжил исследования креативности как способности к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткости к дисгормониям. Он в качестве обязательного компонента творческих способностей рассматривал творческое мышление.

Важным в данном контексте является осуществленный В. Н. Дружиным анализ подходов к рассмотрению творческих способностей. Подводя итоги, заметим следующее:

• Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаум, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу).

• Творческая способность, т. е. креативность, является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я.А. Пономарев).

• Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот (Д. Векслер,

Г. Айзенк, А. Термен, Р. Стернберг). Таким образом, позиции отечественных и зарубежных психологов противоречивы при рассмотрении сущности творческих способностей. Следовательно, данный феномен нуждается в дальнейшей конкретизации его признаков.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Фефелова Ирина Васильевна, Белова Дина Евгеньевна ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЧАСТЬЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Тихонова Е.В. СУБЪЕКТИВНОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
АЛЬТРУИЗМ, ЭГОИЗМ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ
Свередюк Е. В. СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
РЕЗАНОВА У.С. ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ДИНАМИКА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ: ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ВОСПРИЯТИЕМ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ
В. В. Лемиш СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СУБЪЕКТИВНАЯ ВЫРАЖЕННОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Петрова Галина Дмитриевна ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУ-ДЕНТОВ-МЕДИКОВ МЛАДШИХ КУРСОВ.
И.В. Плаксина, Л.В. Тихомирова СУБЪЕКТИВНО-САМООЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛИЦ
Шелонина Т.В., Горбатов С.В. ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЦ С ОПИОИДНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И СЧАСТЬЕ
12.10. СЧАСТЬЕ
СЧАСТЬЕ
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЧАСТЬЯ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
Часть II. Заменители счастья
УПРАЖНЕНИЕ «СЧАСТЬЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ».
Свередюк Е.В. МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СЧАСТЬЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Часть III. Мудрое счастье
Добавить комментарий