СУБЪЕКТИВНЫЕ КОНТУРЫ

Процесс, который напоминает процесс достижения замкнутости, может происходить на свободном участке поля зрения и вызывает появление границ или контуров, был назван первооткрывателем этого интересного и необычного явления Ка- низой субъективными контурами (Kanizca, 1976,1979). (Субъективные контуры также называются иллюзорными контурами, или кажущимися контурами.) Примеры субъективных контуров представлены на рис. 7.20. Обратите внимание на то, что в некоторых случаях видны не только контуры, но и фигуры полностью.

Рис. 7.20. а - благодаря субъективным контурам возникает

Рис. 7.20. а - благодаря субъективным контурам возникает

ощущение определенной формы (круга,'Треугольника и квадрата), б - отсутствующие точки пересечения линий, образующих решетку, создают иллюзию диагоналей, проходящих через иллюзорные круги (ИСТОЧНИК Ehrenstein, 1941). в - «сияющее яйцо». Субъективные контуры и контраст вызывают появление мерцающего овала в центре рисунка. (ИСТОЧНИК: Schiffman, 2000)
Хотя эти контуры (и фигуры) иллюзорны, их можно измерить и оценить количественно (Banton & Levi, 1992).
Попытки объяснить появление субъективных контуров предпринимались многими исследователями, однако ни одну трактовку этого явления нельзя назвать ни полной, ни общепризнанной Например, было высказано предположение о том, что субъективный контур представляет собой кажущийся край поверхности, видной в глубине (Согеп, 1972; Tse, 1998). Иными словами, контур служит для упрощения сложного плоскостного расположения элементов за счет превращения его в более легко кодируемое объемное расположение. Однако, как отмечал Рок (Rock, 1986), эффект глубины, как правило, возникает после восприятия фигуры с субъективными контурами.
Известна и точка зрения, согласно которой субъективные контуры возникают за счет эффектов светлотного контраста вследствие разной светимости соседних участков, т. е. субъективный контур представляет собой воспринимаемый край участка, который из-за существенной разницы в светлоте кажется светлее своего фона (Frisby, 1980, Jory & Day, 1979, Petry & Meyer, 1987). Однако вполне отчетливые субъективные контуры появляются и тогда, когда условия для возникновения светлотного контраста минимальны (рис. 7.21) (Kennedy, 1988).
Когнитивно-гештальтистское объяснение разницы светлоты кажущейся формы, образованной субъективным контуром, и фона предложено Брэдли и Дюма (Bradley & Dumais, 1975; Bradley & Petry, 1977; Dumais & Bradley, 1976). Оно основано на ранее описанной организации взаимодействия между фигурой и фоном, которая такова, что фигура, как правило, кажется более светлой или более интенсивной (по цвету), нежели фон с точно такой же светлотой.
Например, поскольку

Рис. 7.21. Субъективные контуры, возникающие в условиях низкого

Рис. 7.21. Субъективные контуры, возникающие в условиях низкого

светлотного контраста
а - центральный круг отчетливо виден, хотя использованы только радиальные линии, б- между тремя элементами, каждый из которых образован тремя концентрическими окружностями, виден треугольник. в- объемное восприятие центральной части цилиндра создается с помощью линейных сегментов. (Обратите внимание на то, что рис. 7 20, а и бтоже иллюстрируют образование субъективного контура из практически неконтрастных линейных элементов)
Рис. 7.22. Субъективный куб Неккера, который может восприниматься двояко. (Источник: Bradley, Dumai & Petty, 1976)
центральные участки рис. 7.5 и 7.20, а воспринимаются как фигуры (т. е. как круги, треугольники, прямоугольники), они и будут казаться светлее своего фона. Короче говоря, эффект светлоты вторичен по отношению к восприятию фигуры.
Занимательный пример подобного когнитивного подхода к субъективным контурам представлен на рис. 7.22, на котором изображен еще один вариант (с субъективными контурами) куба Неккера (другой вариант этой фигуры рассмотрен в главе 1).

При первом взгляде на рисунок он воспринимается как трехмерная

При первом взгляде на рисунок он воспринимается как трехмерная

фигура, похожая на куб, и кажется, что за каждым углом куба лежит черный круг и что «линии», связывающие углы куба, лежат между кругами. Это не только первое впечатление от рисунка, но и наиболее распространенный вариант его восприятия. Хотя виден весь куб, линии, «возникающие» между кругами, иллюзорны.
При альтернативном варианте восприятия этой фигуры субъективные контуры не появляются. Добиться такого восприятия можно, если принять, что восемь кругов — это восемь отверстий в белой плоскости, помещенной перед кубом. В этом случае кажется, что куб таким образом размещается между темным задником и белой плоскостью, что через каждое отверстие видно по углу, а остальные элементы куба закрыты центральной фигурой. При такой организации восприятия (когда куб оказывается на заднем плане) субъективные контуры, которые раньше были видны между кругами, не возникают. Кстати, поскольку фигура — куб Неккера с признаками глубины, которые можно толковать двояко, — возможны четыре варианта ее восприятия. Если вы на минуту или на две зафиксируете на ней свой взгляд, вы не только увидите две описанные выше перцептивные альтернативы, но для каждой из них будет по два взаимоисключающих и сменяющих друг друга варианта ориентации по глубине передней и задней стенок куба.
<< | >>
Источник: X. Р. Шиффман. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ 5-е издание. 2003

Еще по теме СУБЪЕКТИВНЫЕ КОНТУРЫ:

  1. ВОСПРИЯТИЕ КОНТУРА И КОНТРАСТА
  2. Изменение условий стимуляции и восприятие контура
  3. 3.3.3. ПРЕОДОЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ МЕЖДУ КОНЦЕПЦИЯМИ ОТКРЫТОГО И ЗАКРЫТОГО КОНТУРОВ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМИ
  4. Ваши эмоционально-энергетические разряды накапливаются во внутреннем контуре, если:
  5. Субъективные свойства тона
  6. Управляемые и субъективные переменные
  7. СУБЪЕКТИВНЫЕ ЦВЕТА
  8. Управляемые и субъективные переменные
  9. ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  10. СУБЪЕКТИВНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ УСПЕХА
  11. 2. Аналогия квантового и субъективного.
  12. 3.4.5. СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ
  13. Глава б СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ
  14. Глава 7 СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ В РОБОТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ