СУБЛИМАЦИЯ.

Невротики и нормальные люди различаются в своих защитных тактиках. В буквальном значении, сублимация означает обесточивание эго инстинктов, энергию к-рых оно затем берет в свои руки и расходует для своих собственных целей. В этом случае эго обращается к созиданию социально желательного (цивилизованного) поведения. С т. зр. об-ва, сублимация является «успешной» тактикой защиты, поскольку она позволяет избегать конфликта и тревоги и реализовывать то, что намечено процессом социализации. Очевидно, нормальный чел. может рассматриваться просто как кто- то, чье эго содержит больший, чем у невротика, запас сублимированной энергии и тем самым обладает большим количеством социально одобряемых паттернов поведения.

Понятие сублимации, однако, выглядит довольно нечетким. Его трудно отделить от др. видов защитных механизмов. Получается, что подавление все же оказывается необходимым, после чего эго просто направляет либидо в новый канал. Этот процесс в принципе ничем не отличается от любой др. активности эго. Поэтому нормальный чел. просто чаще использует отличную защиту.

Принцип сублимации тж ничего не дает для понимания характера побуждения у невротика и нормального чел. Это, пожалуй, представляется вообще наиболее трудным пунктом в психологии. Сублимация означает, что цивилизованное поведение мотивируется теми же самыми инстинктами что и невротическое поведение, но лишь в измененной форме. Тем не менее мы должны учитывать возможность, что приобретенные паттерны поведения могут мотивироваться сами по себе, без подавления или защиты (даже «успешной» защиты).

Несомненным — и возможно самым важным — вкладом совр. психологии является признание ею того, что научение — столь же мощная детерминанта челов. поведения, как и биолог. силы.

За пределами психоан. лежат теории, к-рые непосредственно адресуются к вопросу актуальных структурных и динамических качеств З. л. В отношении первых мы можем сослаться на принцип интеграции структур, а в отношении вторых — на принцип прогрессии в развитии динамических систем.

Различные представители психоаналитической традиции подвергли критике положения Фрейда и достигли позиций, к-рые, по меньшей мере хотя бы отчасти, согласуются с этими двумя принципами. Они ставят под сомнение жесткий биолог. детерминизм Фрейда, ссылаясь на роль социализации как функции социокультурных условий, наделяют эго большей самостоятельностью в вопросах контроля и интеграции поведения, рассматривают суперэго в позитивных наряду с негативными терминах и допускают существование изменений, происходящих на более зрелых стадиях развития. Однако эти критики все-таки гл. обр. фокусируют свое внимание на анализе невроза, в качестве следствий и выводов из к-рого и формулируются принципы, относящиеся к здоровью.

Оба принципа просматриваются в концепциях таких теоретиков, как А. Адлер и К. Г. Юнг, пересмотревших идеи психоан. и вышедших за его пределы, и особенно отчетливо прослеживаются в работах представителей гуманистической психологии.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СУБЛИМАЦИЯ (SUBLIMATION)
Духовная смерть как результат фрустрации потребности в духовном
ДРУГИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Генетическая парадигма
2.4.7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ
Биографические причины, предопределяющие ненасытную алчность
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: НЕВРОТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
СТРУКТУРА ЗАЩИТНОЙ СФЕРЫ ВРАЧЕЙ НА ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ?
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
ОБСЕССИВНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ.
Психологические проблемы российской политики
ЗАМЕЩЕНИЕ.
Добавить комментарий