СУЩЕСТВОВАНИЕ ДУХОВНОГО СООБЩЕСТВА

Каким же образом духовное сообщество, несмотря на все эти сложности, умудряется существовать в течение тысячелетий и даже в наше время? Из-за растущей государственности, монополизации наше время — наиболее суровое для духовного сообщества. Почти везде разрушены традиционные механизмы отбора, вовлечения, возможности свободного нахождения духовного источника, свободного самоопределения в этом, свободного входа-выхода. И жатва не столь обильна, а работников еще меньше.

Каким же образом оно существует? Почему человечество в своем глобальном инстинкте или саморефлексии все-таки как-то сохраняет это ощущение, знание, предчувствие — по-разному в разных местах и разных временах — необходимости существования духовного сообщества? Можно сказать, что духовное сообщество — это такой институт человека, который человечество содержит на протяжении всей своей истории.

Во все времена, во всяком случае во все исторически фиксированные времена, существовало духовное сообщество, занимавшееся человеком и его взаимоотношением с реальностью. Вот это и есть институт человека. И поэтому духовное сообщество существовало, существует и будет существовать. Это часть человечества, профессионально занимающаяся человеком. И если бы мы имели возможность проследить, как духовное сообщество выдавало свою продукцию на протяжении истории человечества в Великое Среднее, мы бы увидели, что оно сыграло колоссальную роль в истории человечества.

Мало того, уже где-то на рубеже той и этой эры, скорее даже в V—IV веках до н. э., духовное сообщество отрефлексировало невозможность переносить свои законы на все человечество и требовать от него такого пути развития.

Оно уже осознало специфику того, что это другая жизнь, — уже в V—IV веках до н. э. произошла саморефлексия, уже тогда. А ведь саморефлексия — это серьезная штука. Великое Среднее только начинает процесс осознания себя как единого человечества за счет того, что создало глобальную проблематику, затрагивающую всех, — атомную опасность, экологический кризис, информационные глобальные сети и т. д. А в духовном сообществе эта рефлексия произошла, как минимум, две с небольшим тысячи лет тому назад.

Необходимость содержания духовного сообщества несомненна. Вы ведь сами понимаете, что если бы это не имело смысла, то в ходе исторического процесса оно уже давно бы погибло. Это не так сложно сделать как в отдельно взятой стране, так и во всех остальных вместе взятых, если бы это был вопрос формальный. Но поскольку это вопрос не формальный, это вопрос жизни человечества, то духовное сообщество существовало, существует и будет существовать. Это и есть институт человека, и когда мы сейчас слышим о том, например, что расширяется использование нетрадиционной медицины, — это смешно. То, что мы называем традиционной медициной, существует совсем недавно, а то, что мы называем нетрадиционной, является действительно традиционной и существует тысячелетия. Такое восприятие традиции отражает сдвиг оценки, который у нас есть, это естественно. Мы выросли в такой культуре, но люди, всерьез интересующиеся проблемами духовного пути, духовного сообщества, должны осознавать этот момент.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ДУХОВНОЕ СООБЩЕСТВО И ВЕЛИКОЕ СРЕДНЕЕ
Духовная смерть как результат фрустрации потребности в духовном
Духовный мир и духовное тело
СМЫСЛ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТАКОВОСТИ
ШАГ В НАСТОЯЩЕЕ ОБРЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Н.И. Семечкин АГРЕССИЯ-ДОМИНИРУЮЩИЙ СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Глава СООБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ И МАШИН
9.5.6. СТРУКТУРА СООБЩЕСТВА ЧЕЛОВЕК—КСС
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО В ПРОЦЕССЕ ТРАНСКОММУНИКАЦИИ
КАТЕГОРИЯ СУБЪЕКТА ЖИЗНИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ С. Л. РУБИНШТЕЙНОМ ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЕ «СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ».
Добавить комментарий