Существует ли воля ?

Природа воли всегда казалась необыкновенно загадочной и была камнем преткновения для философской и психологической мысли. Считается, что «понятие воли в современной психологии в большей мере житейское, чем научное» (В.А.Иванников, 1991).

2. Если мы спрашиваем, что такое воля, то ответ такой: не знаем. Если мы не спрашиваем, что такое воля, то мы знаем, что такое воля. Этим мы хотим сказать, что нам хорошо известна воля, как конкретное явление, дать научный ответ о сущности воли мы не в состоянии.

3. Попытки научной психологии связать воедино познавательную (отражательную) природу психики и ее активность до сих пор терпят неудачу. Психика как отражение действительности и психика как активность оказываются метафизически оторванными друг от друга.

4. На одном полюсе оказалась бездейственная созерцательность. На другом – действенная сторона сознания, оторванная от отражения действительности и поэтому воплощенная в особом самостоятельном деятеле – воле, которая трактуется причиной деятельности и активным началом сознания. Сознанию выпадает функция абсолютной свободы.

5. В рефлекторной концепции И.М.Сеченова содержится отрицание самостоятельного психического процесса, – воли, воплощающей в себе отчлененную от других психических процессов активность. Воля как особая сущность есть «психологическая фикция». Действия наши управляются не призраками, вроде свободной воли, а мыслью и чувством.

6. В вопросе о воле радикальную позицию занимает В.А.Иванников, – один из немногих исследователей воли и психологических механизмов волевой регуляции с точки зрения концепции деятельности. Он пишет: «вначале мы допускаем наличие особых способностей или психических функций, а затем вынуждены признавать, что ни одна из них самостоятельно своих задач не решает»… и продолжает, что «обилие гипотез при отсутствии заметного прогресса в выделении психической реальности, соотносимой с термином «воля», вряд ли является случайным. Дело скорее всего в том, что такой реальности просто не существует».

7. У.Джемс считал, что воля есть отношение сознания к идее о действии. Отношение задано только тогда, когда налицо имеется два компонента: сознание, включающее в себя и мысль и чувство, и какая-либо идея минимум о двух действиях, каждое из которых может быть реализовано только путем задержки двигательного эффекта первоначальной мысли или влечения. Отсюда вытекает, что произвольное действие есть продукт сочетания влечений и задержек, что требует задания отношения между «личным я» (душой) и идеей, т.е.

воли. Следовательно, воля, понимаемая как отношение, не является какой-то особой сущностью, самостоятельной субстанцией. Такой воли действительно не существует.

8. Всегда подчеркивалась органическая связь воли с сознательными процессами. Воля рассматривалась как практическое сознание, производящее изменение и преобразование внешнего мира, как отражение собственной практики (В.И.Селеванов, 1952). Но хорошо известно, что на вопрос, существует ли сознание как некая сущность, ответа нет: «сущность эта вымышлена, тогда как мысли о чем-то конкретном вполне реальны» (У.Джемс, 1912). Поэтому и в этом плане говорить о существовании особой психической активности, т.е. воли, не приходится.

9. Неудовлетворительность положения с волей в современной психологии является общепризнанной. После периода многочисленных экспериментальных и прикладных исследований различных аспектов воли к 30–50-м годам наблюдается падение интереса к этой проблеме. Проблема воли почти полностью переносится в область изучения мотивов и мотивационных механизмов. На место воли ставится понятие мотива.

10. Понятие мотива начинает использоваться в качестве объяснительного принципа по отношению к разным психологическим явлениям и закономерностям. Но при этом собственное психологическое содержание понятия мотива, как и воли, остается многозначным. Чтобы понятия «мотив» или «воля» можно было использовать как объяснительные, они сами должны быть объяснены. Если этого не сделано, то понятие утрачивает эвристическую силу как объяснительного принципа.

11. Проблема воли – это вопрос о содержании воли: о том, какие мотивы и цели являются для нее определяющими; о ее строении; о том, как реально складываются соотношения между личностным и всеобщим.

12. Если воля выступает как активная сторона психических процессов, регулирующих сознательные действия, то индивидуальная воля – это обозначение некоторых серий опыта, связанных между собой определенными переходами, а объективная реальность представляет собой подобные ряды опыта, но связанные переходами иного рода.

13. Воля и познание, опираясь на единство субъективного и объективного, по-своему разрешают внутреннее противоречие между ними. Преодолевая одностороннюю субъективность идеи, познание стремится сделать идею адекватной объективной действительности. Преодолевая одностороннюю объективность этой последней, практически отрицая ее мнимую абсолютную разумность, воля стремится сделать объективную действительность адекватной идее.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
15. ВОЛЯ
ВОЛЯ
Воля
Воля как активность
Воля и гибкость
Глава 15. Воля
ПРИЗНАЙТЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
АГРЕССИЯ ЗАТРАГИВАЕТ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
ВОЛЯ КАК САМОУПРАВЛЕНИЕ.
ВАРИАНТ АНАЛИЗА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ.
Миры демонов и других существ.
2.2. ВОЛЯ КАК СИНОНИМ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ
ОСОЗНАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ
ИНДИВИДУУМ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО
ВОЛЯ
1.1. ВОЛЯ КАК ВОЛЮНТАРИЗМ
Какие классификации профессий существуют?
2.1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВОЛЯ РЕАЛЬНЫМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ явлением?
1.4. ВОЛЯ КАК ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ
ДА — ДЛЯ ВАС СУЩЕСТВУЕТ НАДЕЖДА
Добавить комментарий