Сусликова О.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬВ АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ-МИГРАНТОВ

В XXI веке в условиях этнокультурного ренессанса, с одной стороны, и ситуации, когда значительные массы населения нашей страны мигрируют по экономическим, политическим и социальным причинам – с другой, происходит тесное взаимодействие людей различных культур. Актуальной становится проблема адаптации мигрантов.
Успешность адаптации мигрантов напрямую зависит от состояния этнического самосознания личности. Этническое самосознание – представленность в сознании человека элементов этнической реальности, которое, с одной стороны, включает в себя различные способы и структуры самоидентификации, а с другой – разнообразные варианты восприятия и оценки других этнических общностей. В итоге человек осознает себя в качестве представителя определенной этнической общности.
Позитивная этническая идентичность представляет такой баланс толерантности, который позволяет рассматривать её как условие позитивного межкультурного взаимодействия. В её структуре соотносятся позитивный образ собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Негативная этническая идентичность выражается в ощущении этнической неполноценности, стыда за представителей своего этноса. Старший школьник скрывает свою этническую принадлежность, может причислять себя к другой этнической группе с более высоким социальным статусом.
Среди мигрантов в настоящее время большое число представителей различных этносов Кавказа. Для выстраивания позитивного взаимодействия со старшеклассниками психологу необходимо хорошо представлять особенности этнических прав и обязанностей, нравственных ценностей, этнического и религиозного самосознания этих народов.
Так, человеку в этой культуре необходимо постоянно соответствовать своей этничности, доказывать свою состоятельность, оставаться постоянно на высоте. Попадая в условия российской культуры, кавказцы ощущают отсутствие жестких культурных норм и правил и воспринимают их отсутствие не как другую культуру, а как разрушенность культуры. Отношение к русским как носителям «разрушенной» культуры проявляется по-разному: от пренебрежения до сопереживания.
Старшие пользуются в кавказских культурах глубоким уважением, являясь примером, однако именно поэтому их пристрастно оценивают. Необходима определенная дистанция – недопустимо общение на равных, панибратство или неадекватный выбор коммуникативных правил, что неизменно выводит человека за рамки достойного уважения.
В кавказских культурах внутренняя духовная высота, достоинство, состоятельность должны включать определенные параметры внешнего вида – от костюма до осанки.
В русской культуре одежда, внешний вид не нагружены таким социальным значением. Демократичность русской моды у мужчин воспринимается как проявление неряшливости, а женской – мини-юбки, открытые плечи – как проявление распущенности.
Кавказские культуры имеют ярко выраженное мужское доминирование с отчетливым различением «мужского» и «женского». Опыт работы показал, что большинство старшеклассников-мигрантов выделяют именно мужественность в качестве важных положительных этнических черт. Большинство русских старшеклассников выделяют добросердечие и миролюбие, проявляющееся в стремлении избегать конфликтных ситуаций, как наиболее значимые этнические черты. Для кавказцев эти психологические характеристики сопряжены с женским гендерным стереотипом и воспринимаются ими как симптомы слабости. Таким образом, различные модели социализации могут сказываться в психологической готовности к соперничеству.
Этническое самосознание определяется общностью нравственных ценностей и религиозных верований. У народов с исламской конфессиональной принадлежностью она сильнее воздействует на сознание. Происходит насыщение национальных традиций исламскими ценностями. В ходе нашего исследования, которое проводилось в ряде школ города Астрахани и области, нашел подтверждение тот факт, что в самосознании старших школьников, исповедующих мусульманскую религию, этническое очень тесно переплетено с конфессиональным.
Поэтому психологу необходимо особенно бережно и корректно подходить к работе со старшеклассниками-мигрантами. Для формирования толерантных взаимоотношений в школьном социуме необходимо содействовать принятию школьниками собственной национальной идентичности и уважения к этническим особенностям сверстников. Мы в своей практической работе значительное внимание уделяем укреплению позитивной этнической идентичности, к участию в группах привлекаем старшеклассников различных этносов. Занятия начинаем с упражнений, направленных на выявление различий между этносами, их неповторимости и подводим участников к принятию своих этнических отличий, укреплению позитивной этнической идентичности. В традиционные групповые упражнения на сплоченность, сотрудничество, решение конфликтов включаем этнические элементы, которые способствуют повышению этнической самооценки и самоуважения старших школьников.
<< | >>
Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2006 год). 2006

Еще по теме Сусликова О.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬВ АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ-МИГРАНТОВ:

  1. Маркова В.Ю. Социально-психологическая адаптация мигрантов старшего подросткового возраста
  2. И.Ш. Уруджева ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ С КАВКАЗА К НОВОЙ СРЕДЕ
  3. Крылова М.А. КРЕАТИВНОСТЬ И АДАПТАЦИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  4. Петлицкая Инна Анатольевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  5. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
  6. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД КИССЛЕДОВАНИЮ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ , НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ
  7. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ
  8. ПЕРВИЦКАЯ А.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ МИГРАНТОВ
  9. Товстоляк Д.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ-МИГРАНТАМ
  10. Артюхова Т.Ю., Дианова Н. О. ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА
  11. И.И. Вартанова РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  12. ДОЦЕНКО Е.В. САМООТНОШЕНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ САМООЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
  13. Резванова Инна Юрьевна ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  14. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М.. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития, 1998
  15. Бабак Ж.О., Посохова С.Т. Представления о радиационной опасности у старших школьников, проживающих в условиях длительного экологического стресса
  16. Максимова Ольга Викторовна? Скляр Наталья Александровна ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА
  17. АНИКИНА З.А., МАЛЫШЕВА К.А, ЧЕРНЫХ О.С. ОБРАЗ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЕГО ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ХАРАКТЕРИСТИК РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ
  18. ГЛАВА 2 6. ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКА
  19. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА