СВОЙСТВА КОНСТАНТНОСТИ СВЕТЛОТЫ.

Чтобы эффективно пользоваться таким свойством, как альбедо, нужно знать общие условия освещения. В реальной жизни есть много признаков, по которым можно судить о природе его источника и об интенсивности. Мы прекрасно осознаем присутствие таких очевидных источников света, как солнце, люстра или настольная лампа. К тому же, поскольку обычно в поле нашего зрения находится не один объект, а несколько, все объекты, расположенные на близком расстоянии друг от друга, будут освещены одинаково. Это значит, что если освещенность объекта, на котором сфокусирован наш взгляд, внезапно изменяется не важно — по какой причине — изменяется и освещенность объектов, находящихся рядом с ним. Так или иначе, но зрительная система учитывает постоянные изменения общей освещенности и соответствующим образом компенсирует их, сохраняя константность восприятия светимости. Например, если вы смотрите на эту страницу, положив книгу на стол или поставив ее на колени, а интенсивность освещения, которое дает люстра, постепенно уменьшается, каждый раз на одну и ту же величину, и книга, и окружающие вас объекты в равной мере станут менее различимыми. Изменение общей освещенности одинаково сказалось на большинстве объектов, находящихся в поле вашего зрения, но благодаря их индивидуальным альбедо они продолжают отражать ту же часть общего количества падающего на них света, что и до изменения освещенности.

Нам уже известно, что окружающие объект предметы влияют на восприятие степени интенсивности его цвета. Обсуждая такое явление, как контраст (глава 6, рис. 6.7), мы говорили о том, что на восприятие поверхности влияет и ее фон. Применительно к данному контексту, можно сказать, что в известных пределах на степень светлоты поверхности заметно влияет освещенность прилегающих к ней участков. Классический опыт Ганса Уоллаха следующим образом иллюстрирует это явление (Wallach, 1948,1963). Проецируя на экран, помещенный в темной комнате, световой круг и окружая его кольцом света, он нашел, что, светлота светового круга может быть изменена в широких пределах простым изменением светлоты окружающего его кольца от низкой до высокой.

В своей наиболее известной работе, посвященной роли сетчатки в константности восприятия светлоты, Уоллах привел доказательства неизменности степени светлоты круга при равенстве относительных изменений светлоты круга и кольца (рис. 10.1).

На экран, установленный в темной комнате, Уоллах проецировал два световых круга, окруженных кольцами света. Когда наблюдатель подобрал такую светлоту тестового круга б, которая соответствовала светлоте стандартного круга а, оказалось, что для достижения этого результата достаточно светлоты 90, а не 180 мЛ (светлота стандартного круга). Причина заключалась в том, что при светлоте тестового круга, равной 90 мЛ, отношение его светлоты к светлоте окружавшего его кольца было равно 2 (180:90), т. е. это отношение было равно отношению светлоты круга и кольца а — 360:180. Подобный результат свидетельствует о том, что воспринимаемая светлота определяется не абсолютной светлотой, а относительной светлотой соседних участков.

Подобное зафиксированное относительное изменение — это именно то, что происходит в естественных условиях, когда изменяется общая освещенность. Как уже отмечалось выше, обычно в поле зрения находится не один, а много связанных друг с другом объектов. А это значит, что изменение освещенности одинаково сказывается на них всех. На рис. 10.2 представлены резко отличающиеся друг от друга условия освещенности куска угля, лежащего на листе белой бумаги.

1. Приспособление для демонстрации зависимости

1. Приспособление для демонстрации зависимости

константности степени светлоты

от относительной освещенности поверхности и ее фона

Оба световых круга и окружающие их кольца — а и б — спроецированы на экран, установленный в темной комнате, двумя прожекторами.

Светлота кругов и колец контролируется разными прожекторами, которые включаются независимо друг от друга. Для а отношение светлоты кольца к светлоте круга pals- но 2:1 (360:180 мЛ). Чтобы круг б, светлота кольца вокруг которого была равна 180 мЛ, казался таким же ярким, как и круг а, его светлота должна быть равной 90 мЛ. До тех пор, пока отношения светлоты кругов и их колец остаются постоянными, светлота обоих кругов кажется одинаковой, несмотря на изменения общей освещенности. (Источник. Wallach, 1963)

2. Кусок угля и лист белой бумаги при разной освещенности

Объекты на б равномерно освещены светом, количество которого

Объекты на б равномерно освещены светом, количество которого

равно 1/юо общего количества света, освещающего объекты на а. Однако поскольку в обоих случаях объекты отражают равное количество падающего света (соответствующее их альбедо, или отражательной способности), отношения светлоты куска угля и листа белой бумаги на а и б равны между собой и составляют 1:9. Именно поэтому в обоих случаях объекты кажутся освещенными одинаково. (Источник. Hochberg, 1964)
Несмотря на то что освещенность на а значительно отличается от освещенности на 6, в обоих случаях каждый объект — и уголь, и бумага — отражает одинаковую часть падающего на него света (альбедо угля и бумаги равны 0,1 и 0,9, а их отражательная способность — 10 и 90% соответственно). Следовательно, отношение интенсивностей света, отражаемого куском угля и листом бумаги, равное 1:9, постоянно и одинаково для обоих условий освещенности — для а и б. Пока свет, освещающий объект или поверхность, точно так же освещает и соседствующие с ним объекты и поверхности, отношение светлоты объекта или поверхности к светлоте его «соседей» будет неизменным, хотя сами по себе условия освещенности могут измениться весьма существенно. Именно поэтому при изменении интенсивности падающего света светлота объекта, воспринимаемого на каком-либо фоне, не кажется изменившейся: изменение общей освещенности в равной мере сказалось на всех прилегающих к нему объектах.

Из сказанного следует, что в тех случаях, когда фон, на котором воспринимается объект, освещен плохо или вовсе не освещен, константность восприятия светлоты должна ослабевать. Если освещен только сам объект (а это может быть в том случае, если наблюдатель не видит источника света или предприняты какие-либо специальные меры для того, чтобы свет не попадал на фон), воспринимаемая светлота объекта будет целиком определяться только его освещенностью и ни о какой константности восприятия светлоты не будет и речи. Зрительная система реагирует на относительную светлоту объектов и поверхностей, находящихся в поле зрения. Вывод, который может быть сделан на основании этого, заключается в следующем: важным фактором константности восприятия светлоты является относительный, а не абсолютный характер изменений освещенности объектов и поверхностей.

Константность восприятия светлоты в полной мере проявляется отнюдь не во всех ситуациях, сказанное прежде всего относится к ситуациям, отмеченным нехваткой признаков фона. Отдельно взятый лист белой бумаги при очень плохом освещении может показаться сероватым, а при ярком освещении — белым, а это уже свидетельствует о том, что константность восприятия светлоты в данном случае не проявляется. Однако в некоторых ситуациях наши собственные знания об объекте могут оказаться сильнее того эффекта, который возникает вследствие отсутствия фона. Например, знание того, что объект представляет собой кусок угля или лист белой бумаги, может очень сильно повлиять на восприятие его светлоты даже тогда, когда константность восприятия светлоты практически «не работает», т. е. когда объект полностью изолирован от других объектов и поверхностей.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ СВЕТЛОТЫ
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ СВЕТЛОТЫ
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ
Подсистема условий, обеспеч. приобретение этим действием намеченных свойств. Итоговые желаемые свойства:
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РАЗМЕРА И ФОРМЫ.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РАЗМЕРА
ЗНАЧЕНИЕ КОНСТАНТНОСТИ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ
КОНСТАНТНОСТЬ И ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ.
Константность восприятия размера
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
КОНСТАНТНОСТЬ (CONSTANCY)
ПРЕДЕЛЫ КОНСТАНТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РАЗМЕРА.
ГЛАВА КОНСТАНТНОСТЬ И ИЛЛЮЗИИ
Константность восприятия формы и кажущаяся глубина.
Добавить комментарий