СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

Развитие творческого потенциала школьника является одной из центральных линий его личностного развития. Для того чтобы его развивать необходимо в первую очередь обращаться к самооценке школьника, так как самопринятие и поддержка его окружающими позволит создать условия максимальной реализации его творческих возможностей.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой у учащихся с относительно более высоким уровнем развития творческих способностей будет выявлена более высокая самооценка. В частности, у учащихся художественной школы с более выраженными творческими способностями будет большая связь между креативностью и самооценкой; Респондентами были учащиеся общеобразовательной и художественной школы, всего 66 человек в возрасте 10—11 лет. Для исследования использовались следующие методики:

? батарея тестов творческого мышления П. Торренса;

? методика комплексной диагностики творческих способностей Е. Туник.

? тест самооценки Дембо-Рубинштейна (модификация А.М. Прихожан);

? исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования (20 характеристик качеств личности);

Проведя анализ полученных данных по общей выборке, можно сделать следующие выводы:

? чем на более высоком уровне выраженности находится у подростка характеристика креативности на образном материале, тем более высокие результаты он показывает на вербальном материале;

? значимые отрицаемые связи имеются между уровнем притязаний по характеру и такими характеристи-ками, как оригинальность, беглость, гибкость и точность, т. е. чем более доволен подросток своим ха-рактером, тем он менее креативен;

? чем выше самооценка школьника, тем выше оценка умственных способностей, уровень притязаний и меньше различие между этими характеристиками;

? чем выше различие между самооценкой и уровнем притязания по характеру, тем менее высокими бал-лами подросток оценивает свои притязания по уму и самооценку характера;

? чем более высоко подросток оценивает свой авторитет у сверстников, тем больше он претендует на хо-роший характер и имеет меньшую адекватность самооценки;

? чем подросток менее гибок и проявляет недостаточную беглость на невербальном материале, тем он больше претендует на авторитет у сверстников;

? уровень притязаний на авторитет у сверстников имеет у подростков отрицательную связь с адекватно-стью самооценки и самооценкой умственных способностей;

? чем меньше различия между авторитетом и его желаемым уровнем по отношению к сверстникам, тем меньше у школьника притязания на ум и хороший характер;

? чем большую ручную умелость отмечает у себя подросток, тем более завышенная у него самооценка, более высоко он оценивает свой ум, меньше притязания на хороший характер и авторитет у сверстни-ков; чем меньше расходится его умелость и желание быть умелым, тем он выше оценивает ум, ручную умелость, тем у него выше притязания по умственным способностям, ниже по характеру и авторитету у сверстников, выше самооценка в целом.

Оказалось, что для подростков существуют значимые связи между представлением о своей внешности и невербальными творческими способностями.

По полученным результатам было выявлено, что самооценка внешности отрицательно связана с оригинальностью и гибкостью, положительно с точностью. Можно отме-тить значимые связи между самооценкой внешних данных и авторитетом у сверстников, а также притязани-ями на хороший характер. Уверенность в себе для подростка связана с внешностью и авторитетом у сверст-ников как в самооценке, так и в уровне притязаний. Для уровня притязаний по шкале уверенности в себе оказалось для подростка характерной обратная связь с ручной умелостью.

Общая гипотеза нашла свое подтверждение для учащихся общеобразовательных школ и относится только к их вербальным способностям. Для невербальных способностей, которыми в большей мере обладают подростки, посещающие художественную школу, такой тенденции не выявлено. Выявлено, что учащиеся художественной школы оценивают свой характер и авторитет у сверстников ниже, чем учащиеся ее не посещающие. Уровень притязаний у учащихся художественной школы тоже более низкий. Исследование творческих особенностей выявило, что «художники» более успешны в выполнении заданий с образным материалом, а школьники с вербальным. Частная гипотеза была конкретизирована только для невербальных способностей и самооценки своей внешности.

Полученные результаты важны психологам, педагогам и родителям для помощи подросткам в гармони-зации их личности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
1. МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ROADS: КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ, ТВОРЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
Аванесян М.О. МЕТАФОРИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
9.3. РАЗЛИЧИЯ В САМООЦЕНКЕ И УРОВНЕ ПРИТЯЗАНИЙ
СВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОИХ СПОСОБНОСТЯХ С МОТИВОМ
ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕНА СВЯЗЬ СПОСОБНОСТЕЙ СО СКЛОННОСТЯМИ.
СУЩЕСТВУЕТ ТЕСНАЯ СВЯЗЬ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
СВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ИНОТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Калмыкова И.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Креативность (творческие способности) в контексте совладающего поведения.
Лысенко Сергей Андреевич ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ
Солобоева Ю.А. СВЯЗЬ УРОВНЯ АЛЕКСИТИМИИ С ЖИЗНЕННЫМ ОПЫТОМ ЧЕЛОВЕКА
Болтик Г. В. ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ
13.3. СВЯЗЬ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЕННОСТИ СО СКЛОННОСТЬЮ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Шайхутдинова Н.Ф. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УРОВНЯ И АДЕКВАТНОСТИ САМООЦЕНКИ
С.А. Буркова ОСОБЕННОСТИ КАРДИОИНТЕРВАЛОВ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Е.В. Леонова, С.С. Сергеева АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Кокоренко В.Л. самооценка и уровнЬ притязаний Старшеклассниковс отдельными видами дизонтогенеза
Добавить комментарий