ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СОЧЕТАНИЯ «ФИГУРА—ФОН»

Пространственная дифференциация фигуры и фона происходит не только визуально, но и тактильно. Когда слепые дети ощупывали рис. 7.6 (его версию с рельефной линией), они получали те же впечатления о фигуре и фоне, что и зрячие при взгляде на него (Kennedy, 1983, Kennedy & Domander, 1984).Так, основываясь на ощущениях от проходящей по центру выпуклой линии, слепые дети сначала воспринимали как фигуру профиль, смотрящий вправо, а сразу же после этого воспринимали как фигуру обратный профиль, т. е. профиль, смотрящий влево. Однако воспринимая второй профиль (т. е. смотрящий влево), они не узнавали, что используют для этого тот же самый контур, который ощупывали за минуту до этого (профиль, смотрящий вправо). А это значит, что, не подозревая об этом, они при восприятии двух разных профилей использовали один и тот же контур. Это свидетельствует не только о том, что превращение фигуры в фон и обратное превращение могут происходить и на основании тактильных ощущений, но и о том, что «слепые, как и зрячие, получают изобразительные впечатления, которые влияют на их восприятие неизменных форм. Остается предположить, что им свойственно нечто такое, что аналогично тому восприятию нарисованной фигуры и фона, которое доступно зрячим» (Kennedy, 1984, р. 23: см. также: D’Angiulli et al., 1998; Kennedy, 2000).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ВОСПРИЯТИЕ СОЧЕТАНИЯ «ФИГУРА—ФОН»
СОЧЕТАНИЕ «ФИГУРА—ФОН» И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ
ДВОЙСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ СВЯЗИ «ФИГУРА—ФОН»
8.5. Предмет и фон в восприятии
ВОСПРИЯТИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ТРУДНОЧИТАЕМЫХ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ
РЫЖУХИН А.В. ВОСПРИЯТИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ТРУДНОЧИТАЕМЫХ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ
ВОЗДЕЙСТВИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ СТИМУЛА НА ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ФИГУРА И ФОН (FIGURE /GROUND)
ФОН ДЛЯ ФИГУРЫ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ
ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ.
НАСТРОЕНИЕ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН.
6.3. ТАКТИЛЬНЫЙ КАНАЛ
ТАКТИЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ И РЕЦЕПЦИЯ
Добавить комментарий