Теория интегрального исследования индивидуальности: фундаментальные идеи

Теория интегрального исследования индивидуальности (или интегральной индивидуальности) сначала возникла в русле дифференциальной психофизиологии (В. С. Мерлин, 1975), затем приняла фактически междисциплинарный характер в области наук о человеке (В. С. Мерлин, 1976-1986). Теория интегральной индивидуальности явилась, по-видимому, своеобразной реакцией на подходы к индивидуальности, развиваемые в школах Б. М. Теплова – В. Д. Небылицына (см. Б. М. Теплов, 1961; В. Д. Небылицын, 1966, 1978) и Б. Г. Ананьева (см. Б. Г. Ананьев, 1977, 1980).

В школе Б. М. Теплова – В. Д. Небылицына основное внимание уделялось проблеме индивидуальных различий на базе исследования свойств нервной системы и их психологических проявлений. Лишь в последние годы здесь наметились тенденции к комплексному (Э. А. Голубева, 1983; Э. А. Голубева с сотр., 1991) и интегральному (В. М. Русалов, 1988, 1989, 1991) описанию индивидуальности человека. В школе Б. Г. Ананьева индивидуальность понималась как триединство индивидных, личностных и субъектных качеств человека.

Вместе с тем теория В. С. Мерлина не может быть сведена к идеям или дедуктивно выведена из идей, положенных в основу подходов Б. М. Теплова и Б. Г. Ананьева. В основе теории В. С. Мерлина лежат совсем иные корни. Их методологические истоки лежат вне собственно психологической науки, но весьма легко обнаруживаются в ряде фундаментальных идей, открытых в русле общей теории систем.

Правда, В. С. Мерлин делал акцент лишь на том, что его подход «…следует отличать, с одной стороны, от общей теории систем Л. Берталанфи (L. Bertalanffy, 1968) в ее первоначальном понимании как всеобщей теории. С другой стороны, его надо отличать и от кибернетического понимания большой системы с позиции У. Эшби (1959)» (В. С. Мерлин, 1986, с. 20). Тем не менее я склонен все же показать некоторые метатеоретические предпосылки теории интегральной индивидуальности, по меньшей мере, в некоторых достижениях именно общей теории систем.

Прежде всего, конечно, это концепция «структурных уровней» Г. Ч. Брауна – Р. В. Селларса, которая, строго говоря, предшествовала возникновению общей теории систем (согласно В. И. Кремянскому, впервые эта концепция была четко сформулирована в 1917 г.). В концепции «структурных уровней» наиболее явно было сформулировано положение о том, что разные уровни организации жизни различаются между собой прежде всего тем, что они подчиняются разным классам закономерностей, которые несводимы и невыводимы друг из друга. В. С. Мерлин не мог не знать о существовании этой концепции, ибо ее главные идеи были изложены в статье В. И. Кремянского «Очерк теории интегративных уровней» в престижном сборнике «Проблемы методологии системного исследования» под редакцией И. В. Блауберга, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина (В. И. Кремянский, 1970). Весьма возможно, кстати, что именно статья В. И. Кремянского «помогла» В. С. Мерлину соединить в единое целое идеи уровневости и интеграции и даже назвать свою теорию в терминах «интегрального» исследования индивидуальности.

Во-вторых, в работах Л.

Берталанфи (1969; см. также анализ его теории: В. Н. Садовский, 1970) прежде всего были развиты идеи о внутренних источниках активности и телеологии, самоорганизации и саморазвитии, изоморфизме и полиморфизме. Здесь следует видеть истоки идей о живых саморегулирующихся и самоактуализирующихся системах, о которых, в свою очередь, уже открыто пишет В. С. Мерлин (1986, с. 20).

Наконец, в-третьих, можно предположить, что некоторые отечественные философы также оказали влияние на В. С. Мерлина. На них он ссылается непосредственно в своей монографии. В первую очередь, нужно указать, видимо, на Б. С. Украинцева (1972), специально изучавшего проблемы телеологической детерминации, и на В. С. Тюхтина (1972), который был одним из первых, кто наиболее явно и отчетливо обозначил проблему полиморфных связей в отечественной философской литературе.

Указывая на предисторию теории интегральной индивидуальности, я ни в коей мере не хочу тем самым хоть каким-либо образом принизить роль В. С. Мерлина и его теории. Она имеет свой особый предмет и характеризуется собственной логикой его развертывания. Весьма важно, что в русле этой концепции получен ряд экспериментальных данных, находящихся в согласии с ее основными теоретическими положениями. И в пользу того, что теория интегрального исследования индивидуальности принадлежит не только истории, а ее значение не ограничивается только советским (российским) контекстом, лучше всего свидетельствует тот факт, что в западной теоретической психологии ряд авторов, независимо от теории В. С. Мерлина, приходят к формулированию идей, которые наиболее продвинутыми оказываются как раз в его теории (C. Middleton, G. Fireman, R. DiBello, 1993; G. E. M. Panhuysen, J. J. A. Tuiten, 1993; J. F. H. Rappard, 1993).

На мой взгляд, при изложении теории ИИ главные ее идеи целесообразно сгруппировать в три блока. Одновременно в них будут раскрыты различные грани предмета этой теории и основные ее достижения. Первый блок проблем затрагивает внутреннее устройство (происхождение, состав, структура) интегральной индивидуальности (ИИ). Во второй блок входят проблемы индивидуального стиля деятельности и общения. В третьем блоке собраны положения, раскрывающие позиции В. С. Мерлина по вопросу о метаиндивидуальности, социально-психологических предпосылках и объективных условиях индивидуального стиля деятельности.

Как будет видно далее, группировка проблем и положений теории ИИ по трем вышеобозначенным блокам оказывается конструктивной в плане выявления в ней некоторых концептуальных проблем и движения к представлениям собственно о метаиндивидуальном мире. Другими словами, членение проблем по блокам диктуется логикой вычерпывания из теории ИИ исходных предпосылок для постановки проблемы именно метаиндивидуального мира, а не задачей полного описания теории ИИ как таковой.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Теория интегрального исследования индивидуальности
ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И КОН-ФИГУРАЦИЯ СЕМЬИ?
4.3. Метаиндивидуальный мир как предмет интегрального исследования индивидуальности
11.3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В. С. МЕРЛИНА ОБ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
ГЛАВА 4. ОТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ К МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОМУ МИРУ
1. Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина
3.4. Интегральная индивидуальность и ее внешнее окружение
4.1. Концептуальные проблемы теории интегральной индивидуальности
Копичникова А.В. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
Иоголевич Н.И. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью современных менеджеров
Богомягкова О.Н. КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕНИЯ КАК ОПОСРЕДУЮЩЕГО ЗВЕНА В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
4.2.1. Интерактивный подход к взаимоотношениям интегральной индивидуальности с социальной действительностью
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Саллимулина Лиля ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
9.3. ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА «ЧЕЛОВЕК — КСС»
1.3.1. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ЯДЕРНОЙ ФИЗИКЕ
Добавить комментарий