ТЕОРИЯ МЕНТАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ: СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ АНАЛИЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

Либин А.В.

(Вашингтон)

Данная работа является логическим продолжением теоретического и экспериментального анализа природы психических процессов, осуществленного на протяжении более пятидесяти лет (1949-2001) Л.М. Векке- ром. Создание непротиворечивой целостной картины Теории Ментальной Иерархии является результатом синтеза усилий многолетних исследований, осуществляемых на основе различных теоретико- экспериментальных подходов независимыми научными группами, сформировавшимися на определенных этапах развития научной психологической мысли на протяжении последних 150 лет [18, 22, 24]. Одним из самых плодотворных, находящихся в развитии направлений, является исследование природы и механизмов психической репрезентации, начатое Веккером в конце 40-х годов XX в. в Санкт-Петербургском (тогда — Ленинградском) университете при участии Бориса Герасимовича Ананьева , и продолженное усилиями многочисленных учеников и коллег в работах, посвященных изучению тактильно-кинестетических и сенсорно-перцептивных образов [8, 14], эмоций [13, 21], интеллекта и других когнитивных процессов [4, 5, 19, 20], совладания человека со сложными жизненными ситуациями , а также личностных феноменов, рассматриваемых в контексте обучения и воспитания, профессиональной деятельности и медико-психологической реабилитации [10, 12, 15, 17]. На данном этапе концептуального анализа основной задачей является интеграция в единую систему Принципов экспериментальных фактов и теоретических обобщений, позволяющих проследить формирование психических механизмов по всем уровням ментальной иерархии. Адекватное изучение психической реальности как биполярного субъектно-объектного феномена осуществляется одновременно в нескольких контекстах:

S эпистемологическом, указывающем на принципиальную возможность познания объективного мира с помощью психики — системы по природе своей субъективной, но открытой к восприятию и переработке внешней объективной реальности;

S онтологическом, предполагающем исследование закономерностей формирования психики, включая сознание и самосознание личности, как высшей формы развития живых существ;S субъектно-специфическом, подчеркивающем, что все явления психической жизни человека находятся внутри ментального пространства и времени, а также характеризуются энергетическими параметрами.

Реализация любого конкретного, фундаментального или прикладного психологического исследования природы психики, которое ставит своей целью создание целостного представления о сущности изучаемого явления, невозможна без учета всех вышеперечисленных предпосылок. Базовые установки, на основе которых разрабатывается система Принципов, проявляются в концептуальных представлениях. Выраженные в гипотезах, подкрепленных экспериментальными данными, эти представления образуют мировоззренческий фон, на котором — по мере развития исследовательской логики — все более отчетливо проявляются фигуры Принципов, или регулярностей, лежащих в основании структуры и механизмов мира психической реальности. Предлагаемый нами путь заключается в поисках механизма, который приводит к пониманию специфики психики внутри действия общих природных законов, точнее, их более специальных вариантов, которые также должны быть обозначены. Интегративность развиваемого концептуального подхода к анализу специфики психического на основе универсальных законов окружающего мира проявляется в том, что исследуемые феномены рассматриваются в разных аспектах: почему они появляются как эффект эволюции (генетический аспект); как они функционируют во времени (диахронический аспект); как они возникают в каждом конкретном носителе психики, так сказать, в текущей данности (синхронический аспект).

Разрабатываемая Система Принципов Теории Ментальной Иерархии служит своеобразной системой координат для дальнейшего теоретико- экспериментального изучения механизмов формирования и функционирования психических явлений. Как и любая другая система, данная концептуальная схема строится на основе определенного набора правил: а) в основе концептуальной схемы лежит четкая логическая взаимосвязь каждого Принципа со всей системой ментальной иерархии; б) по мере продвижения по системе каждый последующий Принцип становится все более сложным по своей природе по сравнению с предыдущими, а именно: усложняется психофизиологическая природа явления, описываемого данным Принципом, и в то же время Принцип характеризует все большее количество ментальных феноменов, объяснению которых соответствует его содержание; в) при переходе от одного Принципа к другому увеличивается как семантическое поле значений, так и функциональное многообразие феноменологических проявлений, связанных с действием данного конкретного механизма.

Система принципов как способ анализа природы психического. Основное, что объединяет все Принципы в единую систему — это их направленность на решение главной задачи, связанной с изучением природы психического. Они обозначают элементы психических структур и существующие связи между этими элементами, пытаясь ответить на вопрос о том, что является элементом психического. Первоочередная задача научной психологии заключается в том, чтобы найти элемент психического и обозначить механизм, создающий элемент психического из непсихических по своей природе элементов. Система Принципов позволяет обозначить механизм функционирования иерархической структуры, которая из этих исходных непсихических элементов или состояний формирует психическую реальность. Система Принципов Ментальной Иерархии представляет собой единую мировоззренческую систему взглядов на природу психики. Принципы занимают центральное место в развиваемой целостной системе психологии, объединяющей на основе универсальных закономерностей общую психофизиологию и психологию с психологией личности и дифференциальной психологией, а также психологией сознания и внесознательного. Психическая реальность, которая по своей природе является субъективной, обозначается Принципами как существующая объективная действительность.

I Принцип — Интенциональность Психики — означает взаимопроникновение субъективного опыта и объективной реальности. Анализ феномена интенциональности осуществляется через определение физической базы элементарных психических ощущений и обозначения перехода от мира физических объектов к миру ментальных феноменов. Намечается та категория физических свойств объектов, чья репрезентация может служить подходящим материалом, из которого выработанные эволюцией механизмы строят психическую реальность. Экспериментальное изучение механизмов восприятия является одним из возможных решений основного вопроса психологической эпистемологии: возможно ли объяснить природу человеческого познания и возможен ли ход от загерметизированного «контейнера субъективного опыта» к «вещам в себе» объективно существующего мира ?

Концептуальная схема Системы Принципов Ментальной Реальности

II Принцип — Физическая База Ментальной Репрезентации. Для репрезентации внешних, телесных объектов в человеческой психике необходим специальный механизм, позволяющий воспроизвести исходное состояние взаимодействия органов восприятия с физическими телами. Из пяти основных видов ощущений, с помощью которых человек воспринимает окружающий мир, только тактильно-кинестетический анализатор способен воспринимать нетранзитивные, неотделимые свойства физических тел. Нетранзитивность свойств познаваемых нами вещей является необходимой предпосылкой формирования субъективного ментального опыта. Один из главнейших исследовательских вопросов на этом этапе направлен на поиск непсихических элементов психики, т. е. элементов, лежащих за пределами ментального феномена и составляющих его исходную стимульную базу.Этот первичный элемент взаимодействия анализатора с физическим стимулом обнаруживается в тактильной модальности по той причине, что органы чувств с их рецепторной поверхностью всегда в той или иной форме имеют дело с физическими телами как носителями своих свойств, прикасающимися к поверхности тела в виде звуковой или цветовой волны, молекул запаха или текстуры поверхности объекта. Восприятие нетранзитивных свойств объектов возможно только с помощью тактильного (а не зрительного, слухового, обонятельного или вкусового) анализатора, и реализуется это восприятие с помощью рецепторов кожной поверхности человеческого тела. Кожная поверхность человеческого тела (включая редуцированные участки кожной поверхности, такие как внешняя поверхность слизистых оболочек глаз, носа и ушной улитки) является, с одной стороны, своеобразной мембраной, отделяющей человека от внешнего мира, и, с другой стороны, необходимой частью механизма, позволяющего воспроизводить «изнутри» состояния, первоначально вызванные внешней стимуляцией. Этим определяется генетически первичная роль тактильно-кинестетической модальности.

III Принцип — Иерархия Уровней Изоморфизма. Изучение перехода от процесса физического взаимодействия к нервным процессам и затем к психическим явлениям ведется с помощью понятия информации, при этом исследуются родовые, наиболее универсальные характеристики психики, такие как пространство, время, энергия, качество или модальность. Информация также используется как родовое понятие для различения нервных и психических процессов. Принцип иерархической организации уровней изоморфизма определяет динамику воспроизведения внешних инвариантов в психической структуре человека. Этот Принцип посвящен еще не механизму, но неизбежному физиологическому, точнее, биологическому звену этого механизма, который объединяет нервную природу и психику через понятие информации как некоего процесса, циркулирующего в механизме, строящего простейшее психическое из непсихического.

IV Принцип — Малое (внутрианализаторное) Кольцо как механизм преобразования нервных процессов в элементарные психических явления. Многочисленные данные о кольцеообразных связях в рецепторах говорят о том, что сам факт существования малого, внутрианализатор- ного, кольца сегодня не вызывает сомнений. Вместе с тем большинство исследователей определяют это явление как механизм адаптации, сенсибилизации, репродукции, фильтрации, но только не как первичный механизм формирования ментальной репрезентации, который в результате процессов перекодирования и последующего декодирования приводит к формированию простейшего психического образа, на основе которого возникают и более сложные ментальные явления. Исходя из общей концептуальной схемы, ни мозг, ни даже нервная система в целом не являются прямым носителем элементарного психического. При этом мозг является не главным, а лишь центральным звеном общего механизма, превращающего отношения в свойство.

Принцип Малого Кольца посвящен характеристике механизма преобразования упругого состояния взаимодействия тактильно-кинестетического рецептора с физическими нетранзитивными свойствами стимула в нервные импульсы, входящие в саму ткань элементарного психического. Суть этогопринципа — возврат к физическому элементу, но эффектом этого возврата является уже появление простейшего, элементарного психического. Малое кольцо представляет собой основной механизм воспроизведения исходного физического состояния взаимодействия рецепторной части анализатора с телесным объектом и последующего кодирования, перекодирования и декодирования нервных сигналов, циркулирующих в системе центр-периферия. Благодаря механизму малого кольца происходит трансформация биофизических и биохимических характеристик исходного состояния взаимодействия в нервные импульсы.

Важно подчеркнуть, что речь пока идет о возникновении психического элемента из непсихического состояния взаимодействия, а не о возникновении целостного (или хотя бы частично целостного) ментального образа. Анализ механизма малого (внутрианализаторного) кольца позволяет установить, что эффектом его являются первичные элементы ментального образа.

V Принцип — Взаимное Соответствие Элементов Психофизиологического Механизма — не просто констатирует наличие связей, но обозначает причинные соотношения между ментальными феноменами, а также между ментальной системой и стимулом внешней среды. Выявление взаимного соответствия элементов механизма и структуры психофизиологической базы ментальной репрезентации возникло в результате серии многочисленных экспериментов по пассивному и активному осязанию, а также эмпирической проверки гипотезы о симультанирова- нии сукцессивности. Теоретические и эмпирические основания этого принципа базируются на концептуальном обобщении сформулированного Кейделем принципа схождения-расхождения проводящих нервных путей, экспериментально обоснованном принципе эквипотен- циальности Лэшли, а также исследованиями в области поэтапного механизма построения психического образа на примере тактильно- кинестетической модальности [2, 3]. С помощью данного Принципа описывается механизм формирования целостного образа на основе преобразования сукцессивного (последовательного) процесса поэлементного сканирования в симультанную (одновременную) развертку психического изображения.Суть V Принципа Взаимного Соответствия составляют выявленные правила взаимного (много-однозначного, одно-многозначного и много-многозначного) субъектно-объектного взаимодействия внешней стимуляции с субъектом, т. е. отношений стимула и механизма, репрезентирующего этот стимул. Выявленные звенья этого механизма — рецептор, центр и обратная связь от центра по нервному пути обратно к рецептору. По своей сути V Принцип переводит ход поиска в контекст интеракционистского подхода, в смысле более широкого взаимодействия человека с окружающей реальностью.

Нужно пояснить, что когда мы говорим «одно-многозначное» или «много-однозначное» соответствие, то имеем в виду некое взаимоперемещение стимула и воспринимающего органа. Например, в пассивном или активном осязании предмет движется по участку кожи или, наоборот, рука движется по контуру. Можно выделить как минимум два пласта соответствий: одно-многозначных и много-однозначных соответствий. Такая градация соответствует модели В. С. Мерлина , исследовавшего эти типы соответствий в структуре личности.

Наш анализ направлен на начальные уровни психической иерархии, в частности, нейрофизиологические и психофизиологические аспекты общих закономерностей соотношения мозга как центра и нервной системы, а также периферии, но уже не только нервной системы, но целостной системы организма. Понятие много-однозначного и одно-многозначного соответствия означает, что множество элементов стимула проецируется на один участок сенсорно-перцептивного экрана и что из одного участка мозгового носителя сигналы посылаются на множество периферийных участков или же из многих центральных участков — на многие периферийные участки. Это обеспечивает огромную вариативность, не исключающую того, что развертка изображения должна осуществлять на одном участке экрана.

VI Принцип — Единство Родовых и Видовых Характеристик Психики — обосновывается исследованием универсальных характеристик всей психической реальности, а именно ментального пространства и времени, интенсивности и модальности (родовые характеристики) с учетом анализа видовых характеристик таких психических явлений, как ощущение, восприятие, эмоции, мышление и регуляция (воля). В каком-то смысле этот Принцип намечает задачу перехода от восприятия к более высоким уровням ментальной иерархии. Предыдущие пять принципов описывают процесс организации первичных ментальных феноменов — образов, представляя наиболее интригующие парадоксы психического мира. Суть экспериментального и концептуального обоснования IV Принципа заключается в установлении факта общности выводов о природе психики, в частности, того, насколько ментальное пространство и время не ограничиваются только сенсорно-перцептивными процессами.

Необходимо отметить, что по самой природе родо-видовых отношений при переходе от одного вида познавательных процессов к другому, более частному и высокоразвитому, родовые характеристики, по крайней мере в некоторых своих составляющих, подвергаются преобразованиям, создающим видовую специфику этих родовых характеристик. Именно такими модификациями родового свойства модальности являются: а) снятие внешних абсолютных порогов, ограничивающих соот-ветствующий диапазон каждого из видов сенсорно-перцептивных образов; б) устранение пороговых лимитов внутри каждого из этих диапазонов, т. е. снятие разностных и дифференциальных порогов; в) свободный перевод разных модальностей на язык каждой из них и, наоборот, с языка каждой из них на языки других модальностей, что создает, например, свойства полимодальности и интермодальности мысли, и, наконец, с) объективация модальных характеристик, выраженная в освобождении от их субъективных компонентов, совершающемся при переводе на язык тех модальностей, которые сохраняют свойства источника информации в максимально инвариантном и, следовательно, объективном виде (как это происходит при переводе в форму тактильно- кинестетической модальности, доводящем мысль до «осязаемой» ясности).

В результате многочисленных экспериментов показано, что механизм, представленный в виде взаимного соответствия или вторичной симультанности — универсален, т. е. ментальное пространство-время есть не только характеристика сенсорики и перцепции, но также характеристика всех психических процессов, включая эмоции, концептуальное мышление и произвольную регуляцию (волю).

VII Принцип — Инвариантность Межъязыкового Перевода. Его суть составляет выявление инвариантов межъязыкового перевода в контексте анализа как сквозных психических процессов — памяти, внимания, воображения, так и интегративных феноменов психики — интеллекта и сознания. Выделение трех базовых языков психики: тактильно- кинестетических гештальтов, языка образов и языка символов позволяет определить роль VII Принципа в общей системе принципов: обеспечивать переход от универсальной основы психики к ее видовому многообразию.

Данные показывают, что собственно символический, словесный язык не обеспечивает сам по себе процесс понимания, он социально- культурно детерминирован. Поэтому образный язык является необходимым компонентом любого процесса обучения, являясь в то же время поликультурным. Конкретный образ репрезентирует индивидуальный метрический инвариант, а дальше — схематизированную специфику, общую для всех людей. Любой образ соотносится в той или иной мере с физическим, телесным объектом, описываемом — разумеется, не всегда и в большинстве случаев не напрямую — с помощью тактильно- кинестетического языка «вещных» значений. Центральным здесь является положение о том, что процесс формирования значений есть процесс обратимого (трех) межъязыкового перевода. Не менее важным является вывод о необходимости включения тактильно-кинестетического языка в структуру инварианта межъязыкового перевода. Тактильный язык потому и соединяет, например, мышление с физической, внешней реальностью (в отличие от психической реальности), что, репрезентируя свойства, он неизбежным образом репрезентирует вещи, так как имеет дело со свойствами, которые неотделимы от вещей (физических, телесных объектов).

VIII Принцип — Ментальной Термодинамики базируется на обширном экспериментальном материале и охватывает широкий спектр психических проявлений вплоть до концептуального мышления, нравственных эмоций и волевых усилий. Суть принципа в том, что он показывает, как происходит перестройка всей ментальной иерархии под воздействием энергии высших уровней — когнитивного, эмоционального, регуляционного. Сложность и специфичность процесса разведения уровней ментальной иерархии обоснована прежде всего необходимостью разведения уровней, в том числе нарастания сенсорно- перцептивной дифференциации и когнитивной сложности в процессе созревания, роста и развития человека как системы.

Понятие термодинамики связано с законом сохранении энергии — энергия не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Понятие энергии занимает одно из самых существенных мест в психической жизни, являясь, наряду с пространством, временем и модальностью, одной из универсальных, родовых, наиболее общих характеристик ментальной реальности. При этом термодинамика концептуального мышления связана как с энергоемкостью различения родовидовой специфики понятий, так и с энергетическим потенциалом понятийного мышления как такового. Термодинамика эмоций ярче всего проявляется во влиянии нравственного чувства на остальные уровни эмоциональной иерархии, а также в специфической роли нравственного чувства в разведении уровней системы ценностей, которая характеризует конкретного индивида или общество. Термодинамика воли проявляется в координации непроизвольной и произвольной регуляции поведения и деятельности, а также в регуляции баланса между сенсорно-перцептивными, эмоциональными и когнитивными процессами.

Принцип ментальной термодинамики объясняет, каким образом на основе разведения и удержания уровней ментальной иерархии происходит не только потребление энергии (необходимой для разведения и удержания разных уровней, идет ли речь о понятиях, системе ценностей или балансе непроизвольно-произвольной регуляции), но и ее генерирование за счет образующейся «разности потенциалов». Принцип Ментальной Термодинамики позволяет понять, каким образом творческая интеллектуальная активность, высокая нравственность и умение управлять своим поведением заключают в себе источник душевного и физического здоровья и долголетия.

Принцип — Единство Механизмов Ментальной Репрезентации и Ментальной Регуляции — формулируется на основе фактов и теоретических представлений о целостной природе мира психической реальности иинтегрирует не только пространственно-временные родовые характеристики (Принцип VI) и их инвариантное соотношение с видовыми психическими процессами (Принцип VII), но и энергетическое обеспечение психического функционирования (Принцип VIII), что позволяет индивиду реализовать свое поведение и деятельность с учетом изменяющихся требований физической и социальной среды.

X Принцип — Единство Механизмов Психосоматической Организации, Гомеостаза и Поведения. Накопление эмпирического материала и его теоретический анализ в психофизиологической школе Сеченова- Павлова позволили приблизиться к пониманию центрально- периферического механизма, обеспечивающего единство психосоматической системы индивида. В норме гомеостаз, лежащий в основе психосоматической организации поведения, управляется процессами переработки нервной информации. Природа гомеостаза не всегда нуждается в механизме репрезентации: чтобы поддерживать организм в норме, нужен регулятор, например, управляющий тонусом кровеносных сосудов мозга. В гомеостазе организма программа регуляции внутренних органов заложена в самой конструкции этих органов. Поэтому, например, орган поведения — скелетно-мышечный аппарат, — обладая огромным количеством степеней свободы, не содержит конкретной программы, что является основой как вариативности, так и универсальности физиологических и психофизиологических проявлений. Данный принцип позволяет проникнуть в механизм психических процессов как в пределах нормы, так и клиники, поскольку патологические сдвиги обнажают механизмы, в обычных условиях замаскированные недоступностью психических структур непосредственному наблюдению.

Представленное концептуальное обобщение является итогом синтеза авторских концепций и, одновременно, научной программой дальнейших исследований механизмов формирования ментального как уникального социо-природного явления. Принципы представляют собой единую мировоззренческую систему научных взглядов на специфику психического, анализируемую в контексте универсальных объективных явлений — физических, биологических, социальных (включая эпистемологию как социализированную интенциональность человеческой психики). Принципы позволяют взглянуть на научную психологию как целостную систему, объединяющую на основе единых закономерностей психофизику, психофизиологию и общую психологию с психологией сознания и личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. М., 1959.

2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред. А.В. Либина. М., 1997.

3. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964.

4. Грункин А.М. О пространственной структуре понятия // Вопросы теоретической и прикладной психологии. Л., 1974.

5. Жамкочьян М.С., Палей И.М. О связях интеллекта с индивидуальными особенностями тревожности и экстраверсии // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 8. Л., 1977.

6. Кант И. Критика чистого разума. Петербург, 1915.

7. Кейдель А. Физиология органов чувств. М., 1985.

8. Лапе Ю.П. Некоторые закономерности формирования предметного образа в осязании и зрении: Автореф. канд. дис. Л., 1961.

9. Либина А.В. Совладающий интеллект. М., 2008.

10. Либин А.В. Дифференциальная психология: наука о сходстве и различиях между людьми: Учеб. для вузов. М., 2008.

11. Либин А.В., Веккер Л.М. (готовится к печати). Принципы Теории Ментальной Иерархии: Диалоги о природе психики. Книга 2 / Мир психической реальности. Под ред. А.В. Либина.

12. Либин А.В., Либина А.В., Либин В.В. Психографический тест: Конструктивный Рисунок Человека из Геометрических Форм. М., 2008.

13. Либин А.В., Либин В.В. Психологические особенности предпочтения геометрических форм: психографический тест предпочтений ТиГР. М., 1994a.

14. Лоскутов В.В. Некоторые закономерности формирования функциональной геометрии психического изображения // Вопросы инженерной психологии в автоматизированных системах управления. Л., 1972.

15. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.

16. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

17. Палей И.М. К дифференциально-психологическому исследованию студентов в связи с задачами изучения потенциалов развития взрослого человека // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974.

18. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.

19. Холодная М.А. Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления: Автореф. канд. дис. Л., 1974.

20. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования — СПб., 2002.Эткинд А.М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопросы психологии. 1979. № 1.

21. Fodor J.A. The Mind Doesn’t Work That Way: The Scope and Limits of Computational Psychology (Representation and Mind). Cambridge, 2001.

22. Libin A. (in preparation). Integrated Framework for Nomothetic and Ideographic Approaches in Studying Groups and Individuals: on the Crossroad of Clinical Research, Rehabilitation and Medical Education // A Mixed Methodology Paradigm: Bringing Individuality Back to Research, Clinical Practice, and Education / Eds. A. Libin, S. Malykh, E. Libin.

23. Pylyshyn Z. W. Things and Places: How the Mind Connects with the World. 2007.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
4. Теория иерархии потребностей А. Маслоу
Качественные отличия человеческой психики от психики животных.
Часть 2. Эволюция человеческой психики.
Картография человеческой психики: биографическая, околородовая и надпичностная обласги
СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ
ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА
МОТИВАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ АСПЕКТОВ В СИСТЕМЕ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
Проблема психики и тела Нервная система
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Б. Г. АНАНЬЕВА
9.2.3. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УВД
7.1. ПОНЯТИЕ "РАБОЧАЯ СИСТЕМА" И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ПОГРАНИЧНОГО РАСЩЕПЛЕНИЯ ПСИХИКИ (SPLITTING).
9.3.1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
Когнитивный стилькак принцип типологического анализа культуры
Добавить комментарий