ТИПЫ «ВЕРБАЛЬНЫХ ЭТАЛОНОВ» ВОСПРИЯТИЯ ЭКСПРЕССИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

В. А. Лабунская показала, что у субъекта познания в процессе взаимодействия с другими людьми формируется система эталонов восприятия экспрессивного поведения, отличающихся по содержанию, структуре, уровню обобщенности, типичности.

Вербальное описание экспрессии представляет собой эталон, включающий только те признаки, которые осознаются субъектом, являются для него некоторыми константами в опознании эмоций по выражению лица. Так как вербальный эталон включает только те признаки, которые осознаются субъектом, то само содержание эталона, количество признаков, входящих в эталон, свидетельствует о познавательных возможностях субъекта, о его умении сознательно вычленять признаки экспрессии состояния.

Ниже приводятся выделенные Лабунской типы эталонов экспрессии каждого из шести состояний (табл. 9.3). Вербальные эталоны экспрессии расположены в соответствии с частотой их актуализации испытуемыми: в первом столбце приводится эталон, наиболее типичный для данной выборки испытуемых, во втором — менее типичный и т. д. Расположение признаков в эталоне также соответствует частоте их называния (распределение эталонов сделано на основе факторной матрицы описаний).

Первый, второй и пятый эталоны экспресси радости отнесены автором к «мимическим», так как главным образом состоят из экспрессивных единиц мимики. Они отличаются друг от друга по конкретным характеристикам мимики и частоте их использования. Так, 1-й эталон включает признаки, названные большинством членов экспериментальной группы, а 2-й эталон состоит из признаков, которые имеют более низкую частоту фиксации. Первый и 2-й «мимические» эталоны радости включают как обобщенные характеристики экспрессии (смешливость), так и конкретные признаки (улыбка, прищуренные глаза).

Следующие эталоны экспрессии радости (3-й, 4-й, 6-й) по содержанию и структуре являются «пантомимико-соматическими». В них вошли различные элементы экспрессивного поведения. «Пантомимико-соматические» эталоны радости не являются типичными, так так в них зафиксированы элементы, относительно редко встречающиеся в описаниях. В отличие от мимических эталонов «пантомимико-соматические» включают, главным образом, обобщающие, целостные характеристики экспрессии.

Таблица 9.Эталоны экспрессии радости

2-й эталон 3-й эталон 4-й эталон 5-й эталон 6-й эталон
рот растянут желание помочь движения легкие широко открыты общительный
взгляд веселый многословен общительный глаза прищурены движения энергичные
многословен взгляд веселый глаза прищурены улыбка смешливый
желание помочь другому подвижный речь оживленная брови приподняты речь оживленная
  походка легкая рот растянут глаза сияющие жестикулирует
смешливый   глаза искрящиеся приветливый
подвижный взгляд веселый

двумя типами: мимическими и пантомимико-соматическими.

Почти все типы эталонов экспрессии удивления (табл. 9.4) отнесены Лабунской к «мимическим». Исключением является 3-й эталон. В нем представлены различные элементы экспрессивного поведения (мимика, интонации, жесты). Этот эталон экспрессии удивления является комплексным. Первый мимический эталон состоит из конкретных движений лица. Последующие эталоны представляют сочетание конкретных и обобщенных характеристик мимического выражения.

Эталоны экспрессии презрения по содержательным и структурным характеристикам относятся Лабунской к мимическим и комплексным (табл. 9.5). Они в принципе такие же, как и описанные выше.

Первый, 4-й и 5-й эталоны экспрессии страдания (табл. 9.6) по своим характеристикам являются мимическими. Они включают конкретные изменения лицевой экспрессии страдания. Мимические эталоны отличаются друг от друга по частотным показателям признаков. Второй, 3-й, 6-й эталоны являются пантомимико-соматическими. Они состоят из различных элементов экспрессивного поведения, которые слабо дифференцированы и относятся к целостным, обобщенным показателям.

Мимические эталоны включают признаки, которые чаще всего фиксируются испытуемыми. Исключением является 6-й эталон. Он включает признаки, которые характерны не только для экспресии состояния презрения, но и для отношения человека, переживающего его, к другим людям. Это еще раз подтверждает вывод о том, что на основе экспрессивного поведения осуществляется не только опознание состояния, но и всей системы отношений между партнерами. Происходит приписывание

Таблица 9.Эталоны экспрессии удивления

1 -й эталон 2-й эталон 3-й эталон 4-й эталон 5-й эталон 6-й эталон
глазашироко открыты поза застывшая интонации восклицательные взгляд вопросительный глазашироко открыты брови подняты
рот приоткрыт растерянность рот приоткрыт лицо застывшее уголки губ опущены взгляд вопросительный
брови подняты интонации восклицательные всплескивает руками уголки губ опущены лицо застывшее растерянность
на лбу морщины поза застывшая
1-й эталон 2-й эталон 3-й эталон 4-й эталон 5-й эталон 6-й эталон
Глаза сужены недоброжелательное отношение губыплотно сжаты улыбка кривая взгляд холодный недоброжелательное отношение
уголки рта опущены отворачивается от партнера по обще-нию уголки рта опущены брови нахмурены кривая улыбка раздражительный
брови нахмурены взгляд холодный походка высокомерная не разговаривает губыплотно сжаты отворачивается от партнера по общению
голова поднята вверх походка высокомерная головаподнятавверх походка высокомерная уголки рта опущены
кривая улыбка взгляд холодный

Таблица 9.6

1-й эталон 2-й эталон 3-й эталон 4-й эталон 5-й эталон 6-й эталон
губы опущены брови сдвинуты к переносице молчание губы сжаты рот в болезненной гримасе замкнутый
на лбу морщины молчание движения медленные брови сдвинуты глаза прикрыты не желает общаться
глаза печальные малоподвижный взгляд глаза печальные глаза прикрыты плачет
руки сжаты рот в болезненной гримасе плачет не желает общаться

веку.

Шестой эталон нетипичный, встречается относительно редко, однако его появление свидетельствует о еще одном виде избирательного отношения к показателям экспрессивного поведения, а именно выбор тех признаков, которые предполагают присутствие партнера.

Основной тип эталонов экспрессии страха (табл. 9.7) в отличие от эталонов удивления, презрения, страдания — это «пантомимико-соматический». Наряду с мимикой в эталон входят различные элементы экспрессивного поведения: пантомимика, интонация, экстралингвистические характеристики, сомато-вегетативные реакции. Это отчетливо видно при рассмотрении 1-го и 2-го эталонов. Они включают признаки, которые часто фиксировались испытуемыми и относятся к различным элементам экспрессивного поведения. Четвертый эталон — мимический. Он также

Таблица 9.7 Эталоны экспрессии страха

1-й эталон 2-й эталон 3-й эталон 4-й эталон 5-й эталон 6-й эталон
крик глаза расширены смятение брови приподняты дрожь движения резкие
бег поза застывшая движения резкие рот приоткрыт бледный голос дрожит
брови приподняты бледный крик глаза расширены взгляд бегающий взгляд бегающий
голос дрожит тело дрожит взгляд бегающий пот руки, ноги дрожат
лицо искажено рот приоткрыт пот
рот приоткрыт

включает признаки, которые часто называются, но такое их сочетание встречается значительно реже, чем сочетание элементов, входящих в 1-й и 2-й эталоны.

Таким образом, в отличие от предыдущих состояний, для которых типичными были мимические эталоны, для страха характерным является пантомимико-сома-тический эталон. Общее между эталонами страха и других состояний то, что в пантоми-мико-соматических эталонах преобладают обобщающие, целостные показатели экспрессивного поведения, а в мимических — единичные признаки.

Типичным для экспрессии гнева является пантомимико-соматический эталон (табл. 9.8). Наряду с ним Лабунская выявила и мимические эталоны (2-й, 5-й, 6-й), которые состоят из конкретных изменений лицевой экспрессии гнева.

Для эталонов гнева характерна подчеркнутая психомоторика (человек описывается мечущимся, жестикулирующим и т. д.). По содержанию и структуре эталоны экспрессии гнева отражают закономерности, описанные на основе анализа эталонов других состояний.

Как полагает Лабунская, полученные результаты свидетельствуют, что опознание мимики осуществляется на основе выделенных в рисунке комплексов-признаков. Умение расчленить и представить схематически вариации признаков мимических выражений оказывает положительное влияние на процесс его опознания. Вместе с этим представленность в эталонах отдельных признаков не всегда достаточна для опознания выражения, особенно в том случае, если оно имеет сложную структуру.

Таким образом, по мнению Лабунской, в общении будут более успешно распознавать эмоциональные состояния людей те партнеры, которые успешно экстериоризу-ют эталоны графическим способом, а их вербальные эталоны включают в основном мимику. Актуальность эталона определяется тем, какое по сложности выражение приходится опознавать субъекту. Анализ результатов, полученных при определении связей между вышеназванными показателями, позволил ей также сделать вывод о том, что более успешными в общении будут индивиды, у которых сложились графические эталоны экспрессии и которые могут спонтанно их экстериоризировать в течение небольшого промежутка времени. Данный навык оказывается более важным, чем умение вербализовать признаки экспрессии.

Е. Ф. Бажин и др. (1981) отмечают, что при распознавании эмоций другого человека чаще всего используются вербальные отчеты. Однако имеются свидетельства того, что значительная часть переработки информации происходит на невербальном, образном уровне, что дает основание при опознании эмоций использовать и цветовой тест.

Авторы делают предположение, что эмоциогенный стимул, вызывая определенную психическую реакцию, ассоциативно «втягивает» в свою орбиту самые различные сенсорные образы, которые могут быть весьма далеки по модальности от вызвавшего их стимула, но сходны с ним по эмоциональному значению.

Для проверки этого предположения Бажин и др. провели исследование с использованием цветового теста Люшера. Испытуемым предъявлялся для прослушивания голос дикторов, находящихся в различных эмоциональных состояниях. Испытуемым

В.а, Невербальное (образное) восприятие эмоций Таблица 9.8 Эталоны экспрессии гнева

1-й эталон 2-й эталон 3-й эталон 4-й эталон 5-й эталон 6-й эталон
рот открыт лицо искажено губы и зубы плотно сжаты кричит брови резко сведены глазапревращены в щели
жестикулирует глаза блестят глааа превращены в щели ‘ жестикулирует на переносице ве ртикальные складки судороги на лице
кулаки сжаты брови резко сведены мечется лицо искажено губы и зубы сжаты
поступки необдуманные на переносице вертикальные складки
бледнеет -краснеет ноздри вздрагивают
глаза расширяются поступки необдуманные
ноздри вздрагивают теряет самообладание
кричит кулаки сжаты
теряет самообладание  

цветные карточки в соответствии с состоянием диктора. Выявилось, что нормальному, ровному настроению соответствовали зеленый и фиолетовый цвета (они располагались на первом-втором месте). Красный и желтый цвета связывались с повышенным настроением диктора, а серый, синий и коричневый -с депрессией, апатией и тревогой.

Данные Бажина и др. находят подтверждение в других работах. Показано, что грусти в наибольшей степени соответствует синий цвет, страху — коричневый. Л. Маркс (Marks, 1975), Е. Ф. Бажин и А. М. Эткинд (1978) показали, что экспрессиям положительных эмоциональных состояний соответствует красно-желтый край спектра. Эмоционально-нейтральному состоянию соответствует срединная — зеленая — часть спектра.

Другой путь изучения образного восприятия эмоций избрала Е. В. Фетисова (1981). Она предлагала испытуемым дорисовывать на бумаге фрагменты позы, соответствующих состояниям ужаса, отчаяния, скрываемого гнева и открытой агрессивности, показываемых на фотографиях. В 71,5 % испытуемые успешно справились с заданием, т. е. правильно графически изобразили эмоцию, воспринятую ими на фо-

тографии. Автор отмечает, что опознание эмоций этим способом осуществлялось точнее, если на фотографии персонаж с кем-то общался, а не находился в одиночестве. К сожалению, автор ничего не пишет о том, какие эмоции распознавались лучше, а какие хуже.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
9.6. «ВЕРБАЛЬНЫЕ ЭТАЛОНЫ» ВОСПРИЯТИЯ ЭКСПРЕССИИ РАЗЛИЧНЫХ ЭМОЦИЙ
ВОСПРИЯТИЕ СОСТОЯНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.
Вакурова А., Бергфельд А.Ю. Стратегии восприятия эмоций другого человека
ВАКУРОВА А., БЕРГФЕЛЬД А.Ю. СТРАТЕГИИ ВОСПРИЯТИЯ ЭМОЦИЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПУТЕМ НАБЛЮДЕНИЯ за экспрессией»
СВЯЗЬ МЕЖДУ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЧЕЛОВЕКА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКОЙ ЗАПОМИНАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ
9.5. ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПО РЕЧИ
Эмоциональный стереотип поведения оказывает давление на восприятие органических состояний.
ВОСПРИЯТИЕ ИЛЛЮЗОРНЫХ, ДВОЙСТВЕННЫХ И ПОДПОРОГОВЫХ ОБЪЕКТОВ ЛЮДЬМИ В РАЗЛИЧНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ
РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УСПЕШНОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ НЕОСОЗНАВАЕМО РИЯТИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ГЛАВА 18. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА В СТРЕССОРНЫХ УСЛОВИЯХ
9.1. ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ ДРУГОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
ГЛАВА ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
7. Методики изучения эмоциональной экспрессии
ФОРМУЛЫ ПРИНЯТИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА:
3.3. КОРРЕКЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ, СЕБЯ И ДРУГОГО (УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ, ТРЕНИНГИ)
9.9. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
ВОПРОСНИК ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ (ВЭЭ)
Добавить комментарий