Трафимчик Жанна Ивановна О ВЛИЯНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА НЕКОТОРЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Связь между спецификой художественного текста и личностью создателя неустанно подчеркивается психологами. Однако на сегодняшний день в области психологии таких исследований слишком мало.

Целью данного исследования является выяснение связи возрастных психологических особенностей и эмоционально-смысловой доминанты авторов-подростков. В работе нами использовалась психологическая типология художественных текстов В.П.Белянина. Согласно этой типологии в основе каждого типа текста лежит мироощущение автора, определяемое его акцентуацией.

В исследовании принимали участие 11 ребят из детско-юношеской литературной студии при томской писательской организации. Был проведен сравнительный анализ стихотворных и прозаических текстов, написанных подростками в возрасте 14-16 лет и спустя 2 года.

Результаты исследования художественных текстов показали, что на определённом этапе творчества (14 — 16 лет) большинство авторов (9 человек из 11) переживали особый период. По классификации В.П.Белянина их произведения в своём большинстве относятся к типам «печальных» («депрессивная акцентуация») и «тёмных» («эпилептоид- ная акцентуация»). Этим текстам присущи особая мрачность и безнадёжность:

«… на лицах прохожих грубый налёт неприкрыто-белёсой грязи. Я сегодня отправлюсь В свой последний полёт, Он уже кем-то свыше заказан.» М. А. (15 лет)

Тексты, которые можно однозначно отнести к определённому типу, очень редки. И в нашем случае они носили смешанный характер. Вышеприведённый отрывок «печально-тёмный».

Кроме этого, нам встретились «красиво-тёмные» («истероидная акцентуация» + «эпилептоидная») — 1 раз, «печально-красивые» («депрессивная» + «истероидная») — 4 раза, причём только в поэзии, «активно- тёмные» («маниакальная» + «эпилептоидная») — 2 раза, печальный текст — 1 раз, и ещё несколько «печально-тёмных» текстов. «Сложные» («шизоидная акцентуация») тексты по В.П. Белянину не встретились ни разу. Каждому типу текста соответствуют характерные психолингвистические компоненты, опираясь на которые мы и проводили анализ.

Интересно отметить, что вопреки бытующему мнению о специфическом преобладании любовной лирики у подростков, в рассматриваемых нами текстах тема любви появлялась не очень часто.

Мы считаем, что это свидетельствует о значимости данной темы для подростка и последующем её вытеснении. В произведениях часто возникает тема бессмысленности и одиночества, страха или тревоги.

«. Становится как-то жутко.

В тоннеле потух свет.

Ты прав: на моём промежутке

Решений нет».

О. П. (16 лет)

Анализ текстов, написанных теми же авторами в течение этого года (в возрасте 17-18 лет) показал следующее. Эмоционально-смысловые доминанты совпали только в трёх случаях. Исчез «печальный» или «тёмный» компонент, или, по крайней мере, произошло их «смягчение».

Это дало нам основания предполагать, что литературный опыт под знаком данных эмоционально-смысловых доминант, скорее правило, чем исключение в подростковом и раннем юношеском возрасте. «Кризис на бумаге» — следствие кризиса психологического, о существовании которого в данном возрасте достоверно известно. Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Вместе с осознанием своей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества. В это время происходит становление человека как личности, что не может остро не осознаваться творческими людьми, не всегда при этом готовыми выбирать, делать шаг вперёд навстречу будущему.

Отметим что, к сожалению, современных истинно психологических исследований взаимосвязи автора, текста и воспринимающей аудитории пока нет. В частности, типология В.П. Белянина имеет скорее литературоведческую, нежели психологическую основу, что не может не затруднять наш анализ. Данное исследование будет продолжено, и в его перспективе мы надеемся сопоставить терминологию В.П. Белянина с общепринятыми психологическими понятиями и выявить более точные психологические критерии.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Щевлягина Мария Борисовна ИГРОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В СТРУКТУРЕ НЕКОТОРЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ И ОСНОВНЫХ АЛГОРИТМОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ ЖОК.
Шаронова Юлия Игоревна СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФЕНОМЕНЕ "КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ"
Щевлягина М.Б. ПСИХОДИАГНОСТИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЙ У ЛИЦ С ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Радуль Оксана Ивановна ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ
Китаева Анастасия Ивановна, Даниленко Ольга Ивановна ОБ ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беленькова М.К. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРНА САМОВОСПРИЯТИЕ ЮНОШЕЙ
Подогова А.Е. Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков
ПОДОГОВА А.Е. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНО-СТИ ПОДРОСТКОВ
ПРУССКАЯ-ЮРКЕВИЧ С.Н., РЫБАЛКО Е.Ф. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ
Добавить комментарий