Транс-арт на «палитре» психологических практик актуализации креативных возможностей личности и группы

Творческое восприятие и художественная фантазия — особый способ отношения к миру. Это существенная часть значения или смысла, имплицитного действию. Вполне естественно использование потенциала транс-арта в таких практиках, как тренинги креативности, творческие мастерские, арт-терапевтические сессии. Транс-арт позволяет наполнить традиционные формы новым содержанием. Один из важнейших моментов «нового содержания» — возможность работать с потенциалом достижений личности. Как отмечает в своих работах В.И. Кабрин, чтобы развивать у человека потенциал достижений, необходимо понимать динамику трансформации, рождающую чувство этого потенциала. Важно различать четыре фазы потенциализации:

1) ожидание — спонтанное балансирование мотиваций достижений успеха, избегания неудачи и активация индивида на новую неизвестную ситуацию или ситуацию неопределенности, сопровождающуюся эустрес-сом;

2) реориентация — мобилизация перехода в новый масштаб ситуации, транс, переживание риска неопределенности, переход в новое состояние, соответствующее ситуации, расширение границ общения;

3) решение — преобразование ситуации в направлении новых возможностей, метаморфоза, преображение и переживание новой формы отношений;

4) рост — переживание роста в новом качестве, осознавание и тестирование открывшихся возможностей в новой форме отношений.

Именно эти четыре фазы потенциализации совмещаются в рамках наших практик с универсальной чертырехфазной структурой классических психологических практик, направленных на актуализацию креативных возможностей:

a) фаза инициации, активации, мотивации;

b) фаза поиска, ориентировки, когнитивной активности;

c) фаза изменений, трансформаций, творчества;

d) фаза завершения, консумации, интеграции,эмоциональной оценки. Поскольку сфера искусства позволяет идти к построению практики,

ориентированной на аттестацию зрелости не только знаний, но и культуры чувств, ценностных ориентаций, нам показалось целесообразным использовать возможности транс-арта в системе образования профессиональных психологов. Мы используем транс-арт в рамках специальных курсов «Психология творчества» и «Практикум по арт-терапии».

Однако наиболее интересный опыт работы с транс-артом получился в рамках специального курса по супервизии. Начальный шаг ориентирован на комплекс компетенций внутренней супервизии профессионального соответствия: индивидуальные особенности собственной личности рассматриваются в ракурсе основных профессиональных позиций и соответствующих им психологических практик. «Познакомиться с супер-визией» означает начать знакомство-обучение с парадокса, на который мы обращали внимание в самом начале статьи: мы имеем парадоксальный характер психики, целью которой является союз, а не уничтожение многомерных противоположностей. Использование языка символов и фантастических образов для описания всего неописуемого мы полагаем важной частью психологического метода. Мы построили курс через диалогические образы-метафоры своего «Я», метафоры жизненного пути и архетип Героя, путешествующего в поисках собственной идентичности. Размывание и синтез «Я» в диалоге субличностей позволяет осознавать индивидуальные особенности собственной личности; метафоры пути и архетип Героя позволяют показать, что во взаимоотношениях человека с миром путь к себе лежит через Мир. Коммуникативная культура понимается как основа успешного пути.

Созвездия существуют не на небе, а в голове: необходима возможность не только видеть небо, но и ориентироваться по созвездиям. Поэтому смысл курса — квалификационные требования к будущему психологу не «проговаривать» (не озвучивать, не «изучать»), а рефлектировать в транс-арте через метафоры и образы. «Небо» и «созвездия» не будут чуждыми друг другу «практикой» и «теорией»: возникнут живые, наполненные личностным смыслом образы профессиональных позиций и психологических практик.

Транс-арт представляется оптимальной формой, дающей место как творческому выражению (танец, рисунок, лепка, музыка, театр, пение, поэзия и сказительное творчество), так и анализу и дискуссиям, чтобы максимально открыть свою восприимчивость, расширить свое осознание процесса, увидеть и прожить его с различных углов зрения и позволить решению обрести свою форму. В основе такой супервизии транс-арт выступает как комплексный метод интермодальной «терапии» творческим выражением.

Необходимо уточнить, что мы понимаем под супервизией. Зинкин определял ее как «невозможную профессию», поскольку «супервизор одновременно присутствует и отсутствует, а это невозможно». (Zinkin, 1995. Цит. по Перри, 2007. С. 6). Вероятно, термин «субвизия» был бы предпочтительнее, поскольку как супервизор, так и супервизируемый заняты рассмотрением того, что происходит под поверхностью сознания. Еще более предпочтительным наименованием процесса представляется термин «призматическое видение». Это понимание заимствовано у Юнга, который писал о диапазоне звуковых частот, доступных слуховому восприятию человека, и о световых волнах, воспринимаемых человеческим глазом. Он размышлял о наличии нижнего и верхнего порогов переживания человеком психических событий и полагал, что «сознание, и особенно систему восприятия, можно сравнить со шкалой восприятия звука и света, имеющей, подобно им, верхний и нижний пределы» (Jung, 1960.

Цит. по Перри, 2007. С. 3-4).

В супервизии представим себе взаимоотношения и процесс как звуковую и световую призму. Порой материал к супервизии может быть представлен в виде недифференцированного белого шума или света, который затем проецируется через супервизорские отношения, где «шум» разбивается на составляющие звуки, а свет — на цвета радуги. Юнг представлял образ спектра как подобие архетипа, выдвигая предположение, что на инфракрасном полюсе сосредоточены (удерживаются) инстинкты, а на ультрафиолетовом — образы и значения. Оба полюса соприкасаются в бессознательном, где они формируют союз (conjunctio), созидающий энергию, проявляющуюся затем в сознании в виде потребностей, желаний, мыслей, зрительных образов и т.д. «Дикий опыт» и «белый шум» непосредственного материала супервизии переживаются не только в смыслах, но и в транссмыслах: мы одновременно воспринимаем и целостный «белый шум», и весь спектр радуги.

В основе композиции учебной программы лежит разработка В.И.

Кабрина «Система профессиональной психологической подготовки. Модель практического психолога». Комплекс компетенций «Внутренняя супервизия профессионального соответствия»:

— способность к постоянной профессиональной рефлексии, основанной на базовой коммуникативной культуре;

— осознание качества внутренней коммуникации как инструмента понимания своей внутренней психологической жизни в ее слабоосозна-ваемых аспектах;

— освоение основных психологических практик на основе осознания индивидуальных особенностей собственной личности;

— выработка индивидуальной психогигиены для поддержания себя в профессиональной психологической форме;

— понимание широкого спектра профессиональных позиций и необходимого для их реализации соответствующего диапазона собственных психологических возможностей;

— мотивация достижения конгруэнтности и аутентичности актуализации своего психологического потенциала для реализации основных профессиональных позиций в соответствующих практиках;

— способность к импровизации, расширяющей психологический потенциал профессиональной деятельности и ее креативные качества.

В структуре курса 4 темы:

1. Образ «Я»: осознание индивидуальных особенностей собственной личности, движение к своему глубинному «Я».

2. «Я» в паутине повседневной жизни: осознание качества внутренней коммуникации как инструмента понимания своей внутренней психологической жизни: движение к полноте жизни.

3. Река жизни: способность к постоянной рефлексии, основанной на базовой коммуникативной культуре.

4. Путешествие Героя: образы основных психологических практик на основе осознания индивидуальных особенностей собственной личности.

Подобный подход к учебному курсу по супервизии позволяет не просто «дать знания», а принципиально изменить качество коммуникации участников учебных групп.

Измененные состояния сознания, получаемые посредством транс-арта, ведут к переживанию риска неопределенности, обеспечивают переход в новое состояние, соответствующее ситуации, что естественным образом приводит к расширению границ общения.

Преображение измененных состояний сознания в креативные связано с преобразованием ситуации в направлении новых возможностей, коммуникативными метаморфозами и переживанием новой формы отношений. Креативные состояния проецируются в жизнетворчество через переживание роста в новом качестве, осознавание и тестирование открывшихся возможностей в новой форме отношений.

В заключение хочется сказать следующее. Целостное, нередуктив-ное понимание душевной жизни возвращается как главная ценность психологической науки — холистическая психология обретает особое значение (Кабрин, 2008). И, как следствие, особое значение приобретают психологические практики, позволяющие осуществлять такое понимание.

Исходная идея коммуникативного подхода — понимание первичности коммуникативного процесса, в который погружен человек относительно всех других форм его активности, включая поведение и деятельность (Кабрин, 1992, 1999, 2001, 2008), оказалась весьма продуктивной в организации практик актуализации креативных возможностей личности и группы.

Транскоммуникативный подход, используемый как методология, позволяет вплотную подойти к организации психологических практик, максимально раскрывающих возможность непосредственного понимания живого психологического опыта и непосредственной работы с ним (медитация, управляемое воображение, различные виды рефлексии в альтернативных состояниях сознания). Возвращаются представления о «тонкой» — эйдетической, смысловой, ноэтической организации мира и интимной причастности ей человека.

Проблема креативных состояний сознания в контексте личностного развития, являясь классической и междисциплинарной, имеет богатую историю и характеризуется к настоящему времени чрезвычайно пестрой и разномасштабной феноменологией. Однако в силу глубины и непосредственной недосягаемости для научного анализа базисных инсайтных состояний возможности их исследования определяются в основном рамками научной парадигмы и методологии конкретной научной школы. Современная кардинальная смена научной парадигмы, глубины и масштаба видения психологической проблемы креативных состояний сознания происходит в русле холодинамического подхода. В конце XX в. явно ускоряется формирование принципиально нового понимания духовно-душевно-соматической интеграции человека в мире на основе «вечно-новых» идей математики («фракталы» Мандельброта), физики (имплицитный порядок и «холодинамика» Д. Бома), биологии (логика «живых метафор» Г. Бейтсо-на), медицины («медитативная биодинамика» К. Саймтона) и собственно трансперсональной холистической психологии, психотерапии, педагогики. Основателей последнего направления характеризует особая широта кругозора, нетрадиционность мировоззрения и мысли, идет ли речь о предшественниках (К.Г. Юнг, У Джеймс, Р. Штайнер, Р. Ассаджиоли) или современниках (Ч. Тарт, К. Уилберг, С. Гроф, В.В. Налимов и многие другие). Наш Транс-арт-проект нацелен на две «возобновленные» идеи, выросшие в контексте новейшей психологии. Единство этих идей образует новую перспективу теоретической и практической психологии:

Во-первых, это преодоление упрощенной и ограниченной дихотомии «нормальное» сознание — «ненормальное» бессознательное и открытие многомерного спектра состояний сознания, соразмерного космосу.

Во-вторых, это возобновленное понимание того, что представление о «реальности» есть функция нашего состояния сознания.

Транскоммуникативная психология вносит два принципиальных дополнения:

1) необходимость понимания развития целостности беспредельного разноуровневого спектра измененных состояний сознания человека, группы, культуры на основе открытия и исследования феномена транскоммуникации сообщаемости разноуровневых коммуникативных миров, существ, сущностей;

2) необходимость преображения измененных («иных») состояний сознания в креативные («наши»), т.е. в смысло- и жизнетворческие.

Транс-арт-проект объединяет эти задачи как в гипотезу, так и в стратегию: измененные состояния сознания индивида, становясь транскоммуникабельными, преобразуются в креативные состояния сознания личности, а особые тренинговые ситуации и технологии транс-арта делают этот процесс более интенсивным и полноценным.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
4.5. Фрактал и транс-арт
ГЛАВА 4. ТРАНСКОММУНИКАЦИЯ, ТРАНС-АРТ И ТВОРЧЕСТВО
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРАНСА И НЕКОТОРЫЕ ИНДИВИДУ-АЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
4.3. Концепция и практика транс-арта
ГЛАВА 8. КОММУНИКАТИВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ В ГРУППАХ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА
По отношению к дефекту и оценке своих возможностей детей с ограниченными возможностями можно условно разделить на две группы:
Тема 17. Способы актуализации личности в социальной среде
Большакова Е.Н. ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ ОЖИДАНИЙ ЛИЧНОСТИ
А. В. Микляева АКТУАЛИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ: СИТУАТИВНЫЙ КОНТЕКСТ
6.1. Методологические основы исследования динамики транскоммуникативных состояний личности в группах социально-психологического тренинга
ГЛАВА 6. ДИНАМИКА ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В ГРУППАХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Добавить комментарий