О ТРАНСЛЯЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА

Гостев А.А.

(Москва)

Психологическое наследие Л.М. Веккера вносит вклад в психологию вторичных образов, в частности, в изучение непосредственных отношений человека к объекту, отображенному в образе. Речь идет о связях когнитивных и эмоциональных процессов.

Изучение переживания образного опыта открывает новые грани соотношения в образе чувственно-конкретного и абстрактно-понятийного. Эмоциональный компонент образного опыта играет важную роль в осуществлении трансляционной функции (ТФ) образной сферы человека (ОСЧ). Именно переживание образов помогает актуализации материала, неявного в обычных состояниях сознания. ТФ — функция, связанная с «переводом в пространство переживаний» человека некоей информации о мире и самом себе. Вторичные образы как элементы ОСЧ — «трансязыковый механизм», обеспечивающий полноту полимодальной переработки информации от происходящего в объективной и субъективной реальностях. Вторичные образы различных классов, имея особенности трансляции материала в сознание, выступают инструментом глубинного отражения и переживания в образе материала, нерефлекси- руемого в обычных состояниях сознания. Переживание образов является элементом механизма «канал-контакта» субъекта с глубинными аспектами внутреннего мира и с многомерно-многоуровневой реальностью человеческого бытия.

нием звукового фрагмента. Например, если человек понимает звук, т. е. определил источник, в силу вступает не реакция на сам звук, а отношение к источнику звука.

Целостное рассмотрение образного опыта с точки зрения его пере- живаемости, осознаваемости и понимаемости человеком раскрывается феноменологически-герменевтическим подходом (ФГП). ФГП, исходя из непосредственной данности человеку его внутреннего опыта, подчеркивает значение изучения «вторичного образа как объекта переживания и понимания». В развитии подхода особое значение имеет духовное измерение бытия и его отражение ОСЧ. Изучение того, как духовное начало в человеке, мир идеальных объектов и духовных смыслов отражается в ОСЧ, является актуальной проблемой психологии. Уловление смысла в переживании образа дает дополнительные возможности исследования отражения духовных измерений бытия, неявных аспектов окружающего мира, сфер идеальных объектов (философско- мировоззренческого, религиозного порядка и т.

п.). Переживание духовных измерений — это встречи внутреннего мира человека с областями трансперсонального, трансцендентального опыта, с религиозно- мифологическим символизмом, а также с видениями, воспринимаемыми как божественные откровения об объектах высшего идеального бытия.

ФГП предполагает анализ того, что собой представляет образ в качестве события внутреннего мира и как он переживается и понимается человеком как некая сущность. Такая постановка проблемы требует изучения онтологического статуса ОСЧ, анализа образного явления, как имеющего самоценностное бытие. Вторичный образ не только отражает характеристики внешнего и внутреннего миров, но и является регулятором в самых различных аспектах жизнедеятельности. По аналогии с «перцептивным событием» (В.А. Барабанщиков) можно ставить вопрос о событии внутреннего мира на уровне вторичного образа как о субъективно целостном эпизоде внутреннего образного опыта (как результата — завершенное «образное послание», — так и процесса — фрагмент «потока образов»).

Среди взаимосвязанных аспектов, раскрывающих онтологический статус образного опыта, подчеркнем аксиологический аспект: ОСЧ должна более глубоко рассматриваться и в плане переживания ценностных отношений, участвующих в регуляции жизнедеятельности человека. Сознание пристрастно (А.Н. Леонтьев) — оно есть всегда оценка- отношение, «работающее» на личностный смысл. За аксиологией вторичного образа стоит переживание его личностью в связи со смыслами, придаваемыми отражаемой действительности, с отношениями человека к содержанию конкретных образных событий во внутреннем мире. Вторичный образ можно понимать, как способ существования возникающих при взаимодействии человека с миром оценочных отношений — субъект-объектных, субъект-субъектных: в ретроспективном, оперативном, проспективном планах (и в плане отношений человека к собственному внутреннему миру). Вторичный образ — это «наглядная/полимодальная упаковка» указанных форм отношений субъекта. Образ выступает динамическим «слепком», фиксирующим валентность отношений субъекта. Это подчеркивает значение изучения проявлений образа как «переживаемой полимодальной картинки».

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
МЕТАФИЗИКА ОБРАЗНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА КАК МЕТО-ДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ
ОБРАЗНЫЙ КОД И ОБРАЗНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
Глава Методы изучения эмоциональной сферы человека
Приложение 4. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА
18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека
18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека
6 7.1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ЭВМ
2.4. МЕТОДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И МАШИНОЙ
Семяшкин Андрей Андреевич НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА
11.4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ МАШИН
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И АВ-ТОМАТИКОЙ: ИТОГИ И ТЕНДЕНЦИИ
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА
6. Возрастные изменения психических функций человека в трудоспособном периоде онтогенеза
ОБРАЗНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
Лексический и образный уровень
Добавить комментарий