ЦАРСТВО ПРОБЛЕМ

Идеал культурного человека есть не что иное,

как идеал человека, который в любых условиях

сохраняет подлинную человечность.

А. Швейцер

Если научная психотерапия пролагала свои пути к человеку по стопам медицины, то западная христианская в ее многообразных разновидностях протестантских течений (лютеранства, пуританства, англиканства, кальвинизма, пятидесятничества и т. п.) следовала вековым традициям религиозного сопровождения человека и вспомоществования ему не только в случае болезни или невзгод, не только в наиболее радостных и значительных жизненных событиях, но и в повседневности социальной и личной жизни.

Анализ многочисленной, практически необозримой англоязычной христианской литературы показывает, что нет буквально ни одной области человеческой жизни, в которой бы человек остался без понимания, поучения, пасторского наставления и, при необходимости, христианской психотерапевтической помощи. Самый общий контент-анализ доступных нам источников, а также личные впечатления от совместной работы с христианскими психологами и психотерапевтами из США позволяет выделить следующие главные области приложения усилий в христианской американской и англо-саксонской психотерапии в целом (Catalog, 1988, 1989; Allport, 1963; Baars, Terruwe, 1976; Baker, Nester, 1983; Bowers et al., 1981; Fromke De, 1971; Geers, 1976; Howard, 1979; Husbands & Wives, 1983; Lahaye, 1974; Linn, Scwarz, 1958; Outler, 1984; Small, 1986; White, 1955; Write, 1983).

1. Психическое и духовное развитие ребенка. Специальными проблемами здесь выступают: психологическая помощь ребенку в преодолении Эдипова комплекса; удовлетворение эмоциональных запросов в обретении личностной идентичности в процессах культурного, этнического и этического самоопределения; психологическая помощь в избегании эмоциональных травм при осознании неизбежности смерти, либо в случае действительной потери родителей и близких родственников; содействие в выработке устойчивых ценностных и моральных норм, особенно в критический период развития, и др.

2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка. Главное направление работы в этой области — помощь в преодолении кризиса психологического отделения от родителей и идентификация подростка с другими значимыми лицами. По существу, христианский психолог и психотерапевт сталкивается здесь со всем возможным спектром проблем подросткового возраста — чувством неполноценности, осознанием ограниченных возможностей родителей, сексуальными проблемами, борьбой за личный и социальный статус, процессами трансформации инфантильного религиозного сознания и т. п.

3. Брак и семья. Освященный вековыми традициями институт супружества, хотя и лишенный таинства брака в протестантизме, все же остается одной из наиболее насыщенных сфер деятельности христианских психотерапевтов. Супружеские и родительские конфликты, семейные кризисы, отношения в семье — привычные проблемы христианских психотерапевтов, как и пасторов. Примелькавшиеся уже 50% разводов в американских семьях в дополнение к традиционным проблемам добрачного консультирования, обычной семейной и супружеской психотерапии в последние десятилетия выдвигают на одно из важных мест также проблематику психологической помощи разведенным, незамужним и неженатым, равно как и консультирование и психологическую поддержку при заключении повторных браков.

К этому прибавляются проблемы при заключении брака между лицами разных конфессий.

4. Проблематика психического и личностного здоровья. Традиционная помощь при психических и соматических заболеваниях, при душевных и духовных страданиях, связанных с расстройствами настроения, алкоголизмом, наркоманией и т. п. отмечена тем несомненным обстоятельством, что на Западе финансовые последствия заболевания имеют совершенно однозначный смысл, к которому мы еще только начинаем приспосабливаться. Поэтому от христианских психотерапевтов требуется особенная выучка, вышколенность даже, которая позволяла бы, оказывая психологическую поддержку и терапию, удерживать клиента в строгих рамках реальности, не позволяя впадать в инфантильное благодушие или, наоборот, сокрушительное отчаяние.

5. Отдельной и глубоко разработанной областью христианской психотерапии является такая важная и почти совершенно отсутствующая у нас сфера деятельности, как психологическая помощь умирающему и психотерапия горя. В американской психотерапии только последних лет я насчитал более 700 работ, освещающих эту, одну из сложнейших проблем психологической помощи, среди которых исследования в русле христианской психотерапии занимают не последнее место. Даже если нельзя в чем-то не согласиться с черным юмором И. Во или О. Хаксли в их описаниях теневых сторон прагматического отношения протестантской цивилизации Запада к смерти, нам, как наследникам небывалого в истории геноцида против собственного народа, следует все же сознаться: проблема смерти и горя, за редкими исключениями (Василюк, 1991), не нашла в отечественной психотерапии должной оценки и разработки. Тем полезнее, возможно, будет для нас признание американских коллег, что в психотерапии горя «научная аргументация и научное оснащение далеко уступают возможностям религиозной помощи» (Linn, Scwarz, 1958, p. 183).

6. Проблемы пожилого возраста. Выработка адекватного ему миросозерцания, удовлетворение эмоциональных запросов пожилых людей, отклик на возникающие религиозные проблемы, регулярный патронаж и помощь в организации соответствующего стиля и способа жизни — все это также обычный круг забот христианской психотерапии.

7. Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки — давно уже освоенные области работы, где проблемы личности, общения, психического состояния, а также духовности представляют собой настолько же привычные, насколько и требующие постоянного усилия сферы практики.

8. Проблемы собственно религиозные: принятие той или иной веры (обращение), духовные конфликты и смена верований, характер и смысл мистических переживаний, реализация в собственной жизни способностей и дарований в согласии с Новым Заветом, укрепление веры — повседневный, насущный хлеб христианского психолога-консультанта и психотерапевта.

Каковы же основные принципы и подходы в христианском консультировании и психотерапии, отличные, с одной стороны, от светской научной психологической помощи, а с другой — от собственно религиозного, пасторского служения?

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Царство животных.
Царство растений.
Царство камней и минералов.
Природа, наделенная душой, и царство архетипов
Я НЕ СМОГ СЕГОДНЯ ДОДЕЛАТЬ ПРОЦЕДУРУ, Я ПРОРАБОТАЛ ПРОБЛЕМУ, НО НА ПРОЩЕНИЯ И ВСЯКИЕ СТОППЕРЫ ВРЕМЕНИ УЖЕ НЕ БЫЛО. ЗНАЧИТ ЛИ ЭТО, ЧТО НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ МНЕ ПРИДЕТСЯ ОПЯТЬ ПРОРАБАТЫВАТЬ ТУ ЖЕ ПРОБЛЕМУ?
РЕШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.
МОЖНО ЛИ ПРОРАБАТЫВАТЬ ПРОБЛЕМУ ЗА РУЛЕМ?
ТЕРАПИЯ МЕТОДАМИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
ПРОРАБОТКА ПРОБЛЕМ «НА ЛЕТУ»
ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ, ЗАТРОНУТЫХ КОНФЛИКТОМ.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
7.1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ
Добавить комментарий