Целительные и эвристические возможности необычных состояний сознания

Зта книга — итог моих более чем сорокалетних опытов и наблюдений в ходе исследования необычных состояний сознания. Мой базовой интерес заключается в том, чтобы сосредоточиться на звристических аспектах зтих состояний, то єсть на том вкладе, который они могут внести в наше понимание природы сознания и человеческой психики. Но поскольку моя первая специальность — клинический врач-психиатр, я также буду уделять особое внимание целительным, преобразующим и развивающим возможностям всех зтих переживаний. Позтому предпоженный мною ранее термин необычные состояния сознания представляется мне теперь излишне широким и общим, чтобы соответствовать такой цели. Ведь он включает в себя значительное число состояний, которые оказываются малоинтересными, либо вовсе неинтересными стерапевтической или звристической точек зрения.

Сознание может глубоко изменяться под воздействием самых разнообразных патологических процессов: мозговых травм, поражений химическими отравляющими веществами или инфекциями, нарушениями мозгового кровообращения или злокачественными процессами в мозге. Подобные случаи, конечно, могут приводить к глубоким изменениям в умственной деятельности, которые могли бы способствовать тому, чтобы отнести их к категории «необычных состояний сознания». Однако такие повреждения, служащие причиной «обыкновенного бреда», или «органических психозов» — состояний, безусловно, важных с клинической точки зрения, не относятся к нашему рассмотрению. Ведь люди, страдающие от подобных поражений, как правило, теряют способность ориентироваться, не знают, кто они, где находятся или какой сегодня день. Кроме того, их умсгвенные способносги значительно ослаблень! и, как правило, у них наблюдается полная последующая амнезия их собственных переживаний.

Позтому в зтой книге я буду уделять внимание другой, большой и важно й, подгруппе необычных состояний сознания, значительно отличающейся от остальных и представляющей собою неоценимый источник новых сведений о человеческой психике и в здоровом состояний, и в условиях болезни.

Они также обладают замечательными терапевти чески ми и преображающими возможностями. Ежедневные клинические наблюдения, проводившиеся на протяжении многих лет, убедили меня в исключительной при роде зтих переживаний и в их далеко идущих следсгвиях для теории и практики психиатрии. Но мне все-таки было трудно предположить, что современная психиатрия не предсгавляет себе их специфического характера и даже не обозначила ихособым термином.

Остро ощущая, что названные состояния заслуживают того, чтобы быть выделенными из всех осгальных и определенными как особая категория, я дал им название холотропных(Сго^, 1992). Зто сложное слово буквально означает «обращенный к цельносги», или «движущийся по направленню к целосгносги» (от греч. «целый, весь», и «движущийся к чему-либо или в направлений чего-либо»). Полный же смысл зтого терми на и оправданность его употребления станут очевидними позднее, по ходу прочтения зтой книги. Но он предполагает, что в своем повседневном сосгоянии сознания мы отождесгвляем себя только с одним очень маленьким фрагментом того, чем мы в дейсгвительносги являємся. В холотропных же состояннях мы можем превосходить узкие границы телесного Я и сгяжать своє полное тождесгво.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Костандян М.Э., Ледовая Я.А. МЕТОДИКА «НЕОБЫЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ»: НЕОБЫЧНЫЕ ТРУДНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ВОЗМОЖНОСТИ СОЗНАНИЯ
Холотропные состояния сознания
МОТИВАЦИОННОЕ И ВОЛЕВОЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
Холотропные состояния сознания и человеческая история
Уроки холотропных состояний сознания для психологии выживания
15.5. Влияние состояния сознания и обстановки на эффективность работы
СРАВНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕЛИТЕЛЬНЫХ ГРУПП
КОЖИНА Н. В., КОЗЛОВСКАЯ В. Н. ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ЛИЧНОСТИ В ИЗМЕНЁННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ
Психика и космос: холотропные состояния сознания, архетипическая психология и транзитная астрология
Добавить комментарий