Ценностное самоопределение личности и психологическая помощь

Рассмотрение данной темы хотелось бы начать словами апостола Павла, уподобляющего духовное совершенствование человека спортивным состязаниям: «Не знаете ли вы, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего; те – для получения венца тленного, а мы – нетленного». (1Кор.9.24). Мне представляется, что такое уподобление может побудить коллег-психологов в большей степени обращать внимание на духовную составляющую человеческой личности.

ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ХХ ВЕКА ИНОГДА НАЗЫВАЮТ «ВЕКОМ ПСИХОЛОГИИ». ОБЩЕНИЕ С ПСИХОЛОГОМ ИЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ ПРАКТИКУЕТСЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ ПОВСЕМЕСТНО. В РОССИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫМ ЛЮДЯМ СЧИТАЛАСЬ АБСОЛЮТНО НЕНУЖНОЙ, А ТРУДЫ ВЕДУЩИХ СВЕТИЛ МИРОВОЙ ПСИХОЛОГИИ НЕ ТОЛЬКО НЕ ИЗДАВАЛИСЬ, НО И ПОПАДАЛИ В РАЗДЕЛ ЗАПРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. СИТУАЦИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ ТРЕБУЕТ ОТ БОЛЬШИНСТВА НАШИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ВЫРАБОТКИ УМЕНИЯ ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ К БЫСТРО ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ, ЧТО СОЗДАЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ИСТОЧНИКОВ ПЕРЕЖИВАЕМОГО СЕЙЧАС «ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУМА». В РОССИИ ЧЕЛОВЕК, ОБРАЩАЮЩИЙСЯ К ПСИХОЛОГУ, ЗАЧАСТУЮ ОЖИДАЕТ ОТВЕТА НА ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОНИМАНИЕМ СМЫСЛА ЖИЗНИ, НЕ ОСОЗНАВАЯ, ЧТО ТРЕБУЕМЫЙ ОТВЕТ ИСХОДИТ НЕ ОТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ», А ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДНЫМ ОТ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПСИХОЛОГА. (Я ГОВОРЮ ЗДЕСЬ ТОЛЬКО О РАБОТЕ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ТАК КАК ИНОГДА «ПСИХОЛОГАМИ» В СИЛУ АВТОРИТЕТНОСТИ ЭТОГО ЗВАНИЯ НАЗЫВАЮТ СЕБЯ ЗНАХАРИ, ШАРЛАТАНЫ, ЭКСТРАСЕНСЫ, ЛИЦА, ПРАКТИКУЮЩИЕ МАГИЮ, И Т.П.) КЛИЕНТЫ РОССИЙСКОГО ПСИХОЛОГА В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ПРОЯВЛЯЮТ ИНФАНТИЛИЗМ, НЕЗРЕЛОСТЬ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ НИ ПАСПОРТНОМУ ВОЗРАСТУ, НИ ТРЕБОВАНИЯМ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ, НИ ИХ СОБСТВЕННЫМ ОЖИДАНИЯМ.

Позволю себе высказать несколько соображений о причинах этой незрелости значительного числа россиян, вызывающей к жизни многие социальные феномены: тоску по «сильной руке», колоссальный успех финансовых пирамид и т.п. В литературе обычно выделяются четыре этапа личностного самоопределения: размытая идентичность, преждевременная идентичность, которая возникает по механизмам конформности или подражания, этап моратория, в котором переживается нормативный кризис, и достижение идентичности [Райли Ф., 2000]. Социальные условия не способствовали политическому, религиозному, нравственному самоопределению личности, заставляя многих задержаться на стадии преждевременной идентичности, характерной для подросткового возраста.

Одной из задач, стоящих перед человеком в период самоопределения, является построение иерархии ценностей, для чего необходимо их осмысление, построение осознанного непротиворечивого мировоззрения.

Приведу примеры иерархий ценностей, выявленных на двух молодежных выборках. Эксперимент проводился в 1999 г., одна из групп – студенты педагогического колледжа (17 девушек, 6 юношей) – другая – студенты I и II курсов Высшей католической духовной семинарии (25 человек, естественно, только юноши). Представлена иерархия ценностей по тесту ЦОЛ (Ценностные ориентации личности), определяющего важность для человека различных ценностей – приводятся средние по выборке значения групп ценностей:

• студенты–педагоги: труд – 86%, развитие волевых качеств – 84%, материальные ценности – 82%, развитие, самосовершенствование, деловые качества – 79%, общение 77%, развитие нравственных качеств – 71%, духовные ценности –56%;

• семинаристы: духовные ценности –91%, развитие нравственных качеств – 86%, развитие, самосовершенствование, общение, развитие волевых качеств – 85%, развитие деловых качеств – 79%, труд – 77%, материальные ценности – 41%.

При сравнении этих выборок видна их «зеркальность» – духовные и нравственные ценности на первом месте у семинаристов и на последнем – у студентов–педагогов, материальные ценности у семинаристов на последнем месте и занимают одно из первых мест у будущих педагогов. Интересно, что по другим личностным качествам: эмпатии, чувствительности к критике, способности к проявлению дружелюбия (тест Меграбяна) эти две выборки практически не отличаются друг от друга, а результаты теста от средневозрастных значений. Этот пример является яркой иллюстрацией взаимосвязи между мировоззрением и ценностями человека. Хочется добавить, что мировоззрение будущих педагогов, согласно этому исследованию, нельзя назвать сложившимся. В ответах на опросник «Ваши взгляды» большинство из них выбирают ответ «человеческая психика – продукт органических процессов в коре головного мозга», а в вопросе о судьбе души после смерти человека выбирают один из двух ответов – «переселяется в тела людей или животных» или «попадает в ад или в рай».

В период становления ценностей проблемы человека, служащие мотивом обращения к психологу, часто принимают форму нравственной проблемы, что требует от психолога осмысления и декларирования клиенту собственной нравственной позиции.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Гиммельштейн М.В. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ТАНЦЕ
ГИММЕЛЬШТЕЙН М.В. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ТАНЦЕ
НАКОНЕЧНАЯ М.Н. ПОМОЩЬ ДРУГОМУ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. – РУКОПИСЬ.
Шаранов Ю.А., Гончарова Н.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
ГРАДОВА Н.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
10.5. Психологические "пространства" профессионального и личностного самоопределения
10.5. Психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
ЦЫГАНЕНКО Г.В. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
5. Психологические «пространства» профессионально и личностного самоопределения
Добавить комментарий