ЦВЕТОВАЯ СИНЕСТЕЗИЯ И МУЗЫКА

Синестезией (от греческого слова synaisthesis — соощущение. — Примеч. пер.) называется редкое явление, связанное с восприятием и заключающееся в том, что стимулирование одной сенсорной модальности вызывает не только свойственные ей ощущения, но практически одновременно стимулирует и другую, не связанную с ней сенсорную модальность. Так, вкусовые ощущения, возникающие во рту под воздействием некоторых пищевых продуктов, могут сопровождаться тактильными ощущениями за пределами полости рта, а некоторые звуки способны вызывать определенные вкусовые или цветовые ощущения (Marks, 1975,1978).

Особая форма синестезии — это цветовая синестезия (называемая также цве- товым слухом), которая проявляется в том, что звуки одновременно вызывают иаудиальное, и визуальное ощущения. Способность вызывать другие сенсорные переживания, непосредственно не связанные со стимулируемой сенсорной модальностью, особенно свойственна звукам музыки, причем женщины более склонны к ним, чем мужчины.

Несмотря на значительные индивидуальные различия, для связи звук—цвет характерны некоторые общие закономерности и тенденции. Большинство индивидуумов, обладающих цветовым слухом, ассоциируют яркие цветовые топа с очень высокими звуками, а темные цветовые тона — с низкими звуками (Marks, 1978). Классический пример такого восприятия описан в одной из работ: женщина, исполнитель и композитор, и в 23 года, и в 30 лет одинаково реагировала на восприятие высоких и низких звуков — первые ассоциировались у нее со светлыми цветовыми тонами, а вторые — с темными (Langfeld, 1914).

Более того, на протяжении всех этих 7 лет подобные ощущения были весьма стабильными. Достойно удивления то, что она «видела» или ощущала совершенно определенные цветовые тона при одном лишь упоминании определенной ноты. Вопрос о происхождении цветового слуха (как и синестезии вообще) остается открытым, но есть свидетельства в пользу того, что способность к нему передается по наследству, и не исключено, что она — генетического происхождения (Goodt, 1999; Baron-Cohen et al., 1996).

Значительно более распространено другое явление, связанное с цветом и возникающее под воздействием музыки, — цветовые ассоциации. В данном случае речь идет о том, что музыкальные произведения, обладающие совершенно определенными свойствами (т. е. такая музыка, которую обычно называют «торжественной», «величавой» или «оживленной»), вызывают у слушателей определенные и достаточно стойкие цветовые ассоциации (Cutietta & Haggerty, 1987). Слушатели не «видят» цветового тона, как в случае цветового слуха; в данном случае скорее можно говорить о том, что музыка навевает им мысли об определенном цвете, или о том, что определенный музыкальный отрывок ассоциируется с определенным цветом. Известно, например, что торжественная музыка ассоциируется с красным цветом, величавая — с синим, а оживленная — с желтым. Несмотря на то что способность ассоциировать музыку с определенными цветовыми тонами свойственна людям разных возрастов, происхождение связи музыка—цвет и ее нейрофизиологическая основа пока что неизвестны.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Синестезия
Синестезия: звучание цвета
ТАНГИШЕВА Т.К. О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СИНЕСТЕЗИИ
СИНЕСТЕЗИЯ (SYNESTHESIA)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ЯВЛЕНИЕ СИНЕСТЕЗИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СИНЕСТЕЗИИ
ПАРАМЕТРЫ МУЗЫКИ
8. Роль цвета и музыки в эстетизации производства
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
Активная работа с образами музыки включает:
ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКИ (PSYCHOLOGY OF MUSIC)
Исцеляющие возможности музыки
Тупоногова Н.Б., Борисова С.Н. ОТНОШЕНИЕ К МУЗЫКЕ:МУЗЫКАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ
АНОМАЛИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
Бианки В.А., Шаронова П.А. ВЛИЯНИЕ РИТМА МУЗЫКИ НА ВНИМАНИЕ СТУДЕНТОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ДЛЯ ВЫЗОВА ЭМОЦИЙ.
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА ИЗ ОПЕРЕТТ И. ШТРАУСА, И. КАЛЬМАНА, Ф. ЛЕГАРА
Добавить комментарий