ЦВЕТОВОЙ КРУГ, КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ЦВЕТА И МЕТАМЕРЫ.

Некоторые важные явления, связанные с аддитивной моделью смешения цветов, обобщены в цветовом круге, представленном на рис. 5.3.

Цветовой круг соответствует центральному кругу трехмерного цветового веретена, изображенного на рис 5.2, и представляет собой его центральное сечение. Спектральные лучи с разной длиной волны и соответствующие им цветоощущения располагаются но окружности центрального круга, а степени насыщенности представлены вдоль их радиусов. По мере увеличения расстояния от окружности до центра насыщенность цвета уменьшается.

Создатели цветового круга намеренно расположили цвета таким образом, чтобы подчеркнуть некоторые закономерности, имеющие принципиальное значение. Каждый цвет имеет свой комплементарный цвет, занимающий в цветовом круге диаметрально противоположную позицию. При смешении комплементарных цветов в определенных соотношениях образуется неокрашенная смесь — белая или серая. Пары комплементарных цветов могут быть названы «цветами-антагонистами», поскольку они аннулируют влияние друг друга на зрительную систему. Комплементарными цветами являются синий и желтый, красный и сине-зеленый, зеленый и пурпурный. (Обратите внимание на то, что пурпурный лежит вне цветового круга — в «экстраспектральной» области, соответствующей цветам или оттенкам, которые не имеют определенной длины волны, а образуются при смешении спектрально чистых цветов.)

3. Цветовой круг, соответствующий центральному кругу

3. Цветовой круг, соответствующий центральному кругу

трехмерного цветового веретена

Смешение цветов, не являющихся комплементарными друг другу, располагаются на цветовом круге между теми цветами, из которых они образованы. Так, если цвета смешивались в равных соотношениях, то образованный ими новый цвет располагается посередине между ними. Примером такой смеси является цвет, обозначенный на рис. 5.3 буквой Л: цвет, образующийся при смешении равных количеств красного и зеленого, воспринимается как желтый. Иными словами, эта смесь вызывает то же самое ощущение, что и желтый цвет.

Цвета, вызывающие одинаковые зрительные ощущения, но имеющие разную физическую природу, т. е. разную длину волны, называются метамерами (в приведенном выше примере метамерами являются желтый цвет и аддитивная смесь красного и зеленого цветов). Иными словами, метамеры — это пары световых лучей, которые, отличаясь друг от друга длинами волн, одинаково воздействуют на зрительную систему на нейронном уровне, вследствие чего и воспринимаются как один и тот же цвет.

В приведенном выше примере смесь красного и зеленого света стимулирует рецепторы цвета точно так же, как их стимулирует спектрально чистый желтый свет, а потому такая смесь воспринимается как «желтая». Подобные спектральные пары называются метамерами, или метамерными парами, а цветовое соответствие между ними называется метамерическим соответствием. Особенностью спектральных смесей является то, что зрительная система не способна идентифицировать их отдельные компоненты, и такое явление, как метамеризм, это подтверждает. Применительно к нашему примеру это означает, что зеленый и красный свет, воздействуя на зрительную систему одновременно, вызывают ощущение желтого цвета; цветоощущения, связанные с воздействием красного и зеленого света таковых, отсутствуют. С помощью метамеров выявляется важная особенность нейронной стимуляции: чтобы вызвать одинаковые ощущения, раздражители не обязательно должны иметь одну и ту же физическую природу. Если раздражители вызывают одинаковую нейронную реакцию, они будут восприниматься как идентичные.

С помощью цветового круга можно также определить цветоощущения, которые вызывают смеси, содержащие неравные количества исходных цветов. Чтобы примерно указать место результирующего цвета такой смеси на цветовом круге, следует провести прямую, связывающую два компонента, и найти на ней точку, соответствующую тому соотношению, в котором они были смешаны. Положение этой точки дает представление и о цвете смеси, и о его насыщенности. Точка В (рис. 5.3) показывает, что если в смеси содержится больше красного, чем зеленого, то в ее результирующем цвете более ярко выражен красный оттенок, чем зеленый.

По насыщенности смесь уступает каждому из ее исходных компонентов. Известно общее правило, согласно которому насыщенность смеси тем меньше, чем дальше друг от друга располагаются исходные компоненты на цветовом круге. Графически это правило иллюстрируется точками А и В на рис. 5.3. Действительно, любая аддитивная смесь будет восприниматься менее насыщенной и будет лежать ближе к центру цветового круга (область невысокой насыщенности), чем компоненты, из которых она образована.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
АДАПТАЦИЯ И УМЕНЬШЕНИЕ НАСЫЩЕННОСТИ ЦВЕТА
Упражнение 1. «Круг знакомств»
КРУГ ЗАМКНУЛСЯ
Игра №7 — «Проникновение в круг»
СУБЪЕКТИВНЫЕ ЦВЕТА
7.6. КРУГ ОБЩЕНИЯ У ЖЕНЩИН И МУЖЧИН
ЭФФЕКТ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЦВЕТА
Чтобы информационно-энергетический круг замыкался
ПРИРОДА ЦВЕТА
8. Роль цвета и музыки в эстетизации производства
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
ПАРАМЕТРЫ ЦВЕТА
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА НЕГО.
Синестезия: звучание цвета
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ
Задание 10. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ (приложение 10).
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЛУХА
СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ
Добавить комментарий