Цветовой тезаурус русской лечебной молитвы

На материале более двух сотен текстов неканонических молитв, используемых в русской целительской практике, нами рассматривается использование цвета в лечении различных заболеваний. Мы не касаемся проблем синестезии (типа звук – цвет) и не анализируем идиом, куда входят наименования цветов. Предметом нашего внимания являются цвета, входящие в целительский обряд, воспроизводящийся в обряде «цвет болезни», а также названия цветов в тексте лечебной молитвы.

Отметим, что многие целители, практикующие лечение заговорами (неканоническими молитвами), пользуются также приемами наведения транса, и при упоминании того или иного цвета у пациентов в большинстве случаев имеет место визуализация. В нашей консультативной практике мы предлагали детям и родителям проиллюстрировать текст одного из заговоров. В тех случаях, когда в рисунках детей и родителей обнаруживались сходные группы образов, наблюдалось большее стремление к общению друг с другом. В беседе выяснялось, что родители стараются больше времени проводить с детьми, знакомить их с друзьями и т.п.

Цвет, используемый в обряде, часто является воспроизведением «цвета болезни». Например, если у ребенка сыпь, берется красный мешочек с мелкой крупой, при онкологических заболеваниях одной из составляющих обряда является отрывание черных ниток и т.д. Не всегда использование цвета в обряде и упоминание цвета в тексте имеют место одновременно: в обряде может и не требоваться той или иной цветовой гаммы, а в тексте встречаются несколько наименований цветов.

Цвета, используемые в обряде, распределены следующим образом: чаще всего используются черный и белый, за ними следует красный, далее в редких случаях – серый, и в двух случаях из двух сотен обрядов – синий и зеленый. Заметим, что красный, белый и черный – цвета-символы в наиболее древних культурах, в частности, в мифологии и магии Африки (Д.Заан, 1996). Человеческий организм в текстах описывается четырьмя наименованиями цветов: синий, красный, белый, желтый.

Если цвет играет роль и в обряде и в тексте, то в тех случаях, когда в обряде воспроизводится «цвет болезни», в тексте упоминается контрастный (в частности, синий и лазоревый при лечении различных воспалительных процессов). Иногда цвет в тексте повторяет тот цвет, что используется в обряде, а далее заменяется контрастным. Интересно отметить, что в обряде черный и белый цвета иногда взаимозаменяемы. В большинстве случаев «цвет болезни» поглощается цветом «лечебным». Чаще всего в качестве такого «лечебного» цвета выступает белый.

Исследования в этом направлении представляются нам перспективными, так как позволяют найти новые аспекты применения цвета при лечении различных заболеваний.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Свенцицкая Ю.А. КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В РУССКИХ ЛЕЧЕБНЫХ ЗАГОВОРАХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РУССКИХ ЛЕЧЕБНЫХ ЗАГОВОРОВ И ЭРИКСОНОВСКОГО ГИПНОЗА
Федоткина А.Г. Особенности представлений о русском этносе русских и хакасских студентов
Обращение к Богу. Молитва
ТЕЗАУРУС
«Говорение»: молитва и служение
УПРАЖНЕНИЕ «БИОГРАФИЧЕСКАЯ МОЛИТВА».
ТЕЗАУРУС (Словарь, охватывающий специфику профессиональной лексики)
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ: ПАРАДИГМА И ТЕЗАУРУС КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ
УДК 159.Е.Е. САПОГОВА ЛИЧНОСТНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА И СМЫСЛОВЫЕ ТЕЗАУРУСЫ АВТОБИОГРАФИРОВАНИЯ
ЛЕЧЕБНЫЕ ИГРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТРАХОВ
Задачи лечебно-оздоровительной работы
2.3. Лечебные свойства игры
5.2. Обобщение серии лечебных игр № 1
22. Лечебно-педагогические методы коррекции
Сафронова М.А. Лечебная верховая езда как метод коррекции детско-родительских отношений
ЭТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
ВРЕЗКА 15.ЗАМЕСТИТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ГОРМО-НАЛЬНЫМИ ПРЕПАРАТАМИ И ДРУГИЕ ЛЕЧЕБНЫЕ МЕ-ТОДЫ
АНОМАЛИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА У БОЛЬНЫХ ОСТЕОХОНДРОЗОМ ПОЯСНИЧНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА С БОЛЕВЫМ СИНДРОМОМ
Добавить комментарий