ЦЫГАНЕНКО Г.В. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Цель данной статьи состоит в анализе особенностей самоопределения молодёжи в политико-идеологической структуре полиструктур-ного общества. Юношеский возраст характеризуется необходимостью многоаспектного выбора в различных сферах жизни, одним из ко-торых, есть выбор мировоззрения, его ценностного наполнения. Формирование мировоззренческой модели личности предполагает ориентацию в социуме, антиципацию будущего социального положения и способов его достижения, соотнесение выбранных жизненных целей с политико-идеологическими ценностями страны. Молодой человек, для того чтобы выжить в мире и удовлетворить законные запросы своего разума, помимо последовательности необходимых выборов, должен достичь состояния соответствия, то есть, «сознание должно верно отражать внешний мир (в котором особое место занимает тело человека), других субъектов (которые не должны всецело подчиняться внешнему миру) и собственное «я» человека» [Хесле В. 1994]. Одним из механизмов достижения такого соответствия (личностной и социальной идентичности) является идентификация с определенным набором политических идеалов.

Индивиды, невзирая на ни на какие социальные кризисы, размещаются в определенном политико-идеологическом пространстве — «идеосфере», которая, явно или имплицитно, присутствует в ментальном пространстве личности [Чёрный Е.В., 2001]. Что мы имеем в виду, говоря о «идеологическом восприятии мира»? Это уровень не только знаний о мире, каким он должен быть, но и уровень бессозна-тельного – представления, верования, «фантазмы», структурирующие общественные отношения. Эти социальные изменения могут вызы-вать внутриличностный кризис в силу несоответствия между сформированной мировоззренческой моделью и новыми социальными об-стоятельствами.

Общество своему молодому члену предлагает разнообразные политико-идеологических модели, а перед ним стоит задача самоопреде-литься, через соотнесение собственных целей, идеалов с теми, которые артикулируются носителями этих моделей. Существует несколько способов самоопределения (критерий дифференциации – активность самоопределяющейся личности): пассивное принятие идей и идеа-лов, которые предлагаются агентами социализации; и преодоление кризиса, поиск собственных ценностей и идеалов.

Распад унифицированной культуры (каким было советское государство) вызвал пролонгированный кризис, связанный с изменением смысловой характеристики основных социализирующих институтов, изменением социальной и политической идентичности не только общества, но и конкретной личности.

Произошло изменение от монологического, обусловленного «не-выбора» («предопределённой» по-литико-идеологической идентичности, по Марше) до разнообразия предлагаемых политико-идеологических альтернатив, в которых, учитывая нечёткость, маргинальность делегирующих их агентов, сложно разобраться и соответственно идентифицироваться с ними (воз-можно, это состояние можно назвать «диффузией» политико-идеологической идентичности). Это состояние «диффузности» мы можем наблюдать у молодёжи, которая, пересмотрев детские политические идентификации не принимает их, в силу многих причин – от изме-нившейся политической ситуации до неустойчивых политических предпочтений родителей.

Сложность самоопределения молодёжи в политико-идеологическом пространстве заключается в самой особенности политико-идеологического выбора, так как это выбор определённой социальной группы, ценности которой мы принимаем и поддерживаем, изме-нения ж социального устройства постсоветских государств перевернули групповую солидарность на превалирование индивидуалистических настроений, целей и потребностей (гиперперсонализация и десоциализация), часто через игнорирование группо-вых. Возможно, мы наблюдаем действие компенсаторных защитных механизмов, направленных на восстановление целостного Я. В ситуации политико-идеологической неструктурированости общества, более значимыми для отдельной личности становится поиск смысла жизни, а не «поиск» своей группы, отличие своей группы от чужой. Поиск смысла жизни характеризует социально и личностно зрелую личность, взрослые формы поведения.

Безусловно, намеченные нами особенности самоопределения молодёжи в политико-идеологическом пространстве социума существен-но влияют на политическую активность и понимание процессов происходящих в стране. Выявление социально-психологических меха-низмов, ответственных за политико-идеологическое самоопределение позволит изменить существующее положение дел, поможет идео-логии стать социальным институтом ответственным за идентичность.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
J1.B. Рыкман, Е.Б. Дроздовская САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПРОФЕССИИ И СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ
ГРАДОВА Н.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Сальникова Екатерина Викторовна, Рубцова Наталья Николаевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЕДИНЕННЫХ ШТА-ТОВ И ПОЖИЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ
«СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ И ПОЖИЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ»
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ
Бедерникова И.В. Социальная реклама и PR как инструменты демографической политики
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЕДИНЕННЫХ ШТА-ТОВ И ПОЖИЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ
ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕКА КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
Психологические проблемы российской политики
ТЕМА 4 . МЕТОДЫ ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЦ
Грицай Л. А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОТЦОВСТВА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Добавить комментарий