Тупоногова Н.Б., Борисова С.Н. ОТНОШЕНИЕ К МУЗЫКЕ:МУЗЫКАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Учитывая всевозрастающие объемы потребления музыкальной продукции, можно с уверенностью утверждать, что музыка играет главную роль не только в структуре художественных предпочтений человека, но и в структуре его досуговой деятельности. В любой момент времени миллионы людей музыку производят и исполняют, продают и покупают, и повсеместно слушают. Однако не секрет, что музыкальные вкусы у разных людей разные. А если учесть процесс глобализации, заполнение отечественного эфира и прилавков зарубежной музыкой, господство плюрализма (в том числе и в музыкальном творчестве), то поневоле возникает вопрос об отношении к музыке, в частности музыкальных предпочтениях и музыкальной толерантности.

В нашей работе отношение понимается как процесс и результат активности одной из взаимодействующих сторон; другая сторона выступает как повод для проявления активности, задает направление последней («чье-либо отношение к…»). Таким образом, имеется в виду субъекто-центрическая связь (attitude).

По нашему мнению, такие характеристики отношения к музыке, как избирательность, сознательность и активность (понятия получили разработку в концепции В.Н.Мясищева), находят отражение в понятиях музыкальных предпочтений и музыкальной толерантности, которую мы определяем как принятие многообразия музыкального мира, наличие потребности во взаимодействии с разными музыкальными жанрами, понимании многообразия проявления музыкального творчества при изначально позитивном эмоциональном отношении к нему. В рамках нашего исследования музыкальная толерантность рассматривается как система отношений и ценностей личности в области музыки.

В рамках исследования разработан опросник «Музыкальная толерантность» (МТ), который был апробирован на выборке студентов вузов (193 человека ? 52 юноши, 141 девушка), была проверена надежность и валидность. Кроме этого был использован Краткий ориентировочный тест (адаптация теста Вандерлика), анкета «Музыкальные предпочтения», методика свободного описания любимой и нелюбимой музыки.

Результаты и обсуждение. Студенты оценивают музыку значимо выше (М=6,4) чем все остальные виды досуга. Данные подтверждают представление о ведущей роли музыки в жизни молодежи.

Оценка музыкальных жанров разными респондентами не носит случайного характера, а подчинена закономерностям, которые можно установить, используя факторный и кластерный анализы.

В результате факторного анализа музыкальные жанры образовали три структуры, которые были обозначены как три измерения музыки: Эзотерические жанры; Популярная музыка; Рок-музыка.

Представители трех измерений музыки различаются по многим параметрам. Интересно, например, что любители поп-музыки, в отличие от предпочитающих Эзотерические жанры и Рок-музыку, выше оценивают значимость телевизионных программ (М=5,0 при р<0,01) и кулинарии (М=5,3 при р<0,01). Учитывая отрицательные корреляции уровня МТ и оценки стилей, входящих в фактор «Поп-музыка», можно отнести данное измерение к так называемой «диванной» культуре, которая характеризуется скорее индифферентностью, пассивностью восприятия, преимущественно гедонистическими мотивами.

Данные контент-анализа позволили проверить конвергентную валидность опросника МТ: студенты с высокими значениями по шкале МТ (интолерантность) чаще используют интолерантные высказывания. Кроме этого показатель МТ положительно коррелирует с результатами КОТ (r=0,30 при p<0,01). Это противоречит предположениям о прямой связи толерантности и интеллекта. Возможно, мы имеем дело со спецификой студенческого возраста, например максимализмом, категоричностью. Не исключается и специфика диагностического инструмента.

Значимые различия у толерантных и интолерантных студентов касаются показателей ПТ: способность обобщения и анализа материала (М=2,0 и М=3,3 при p<0,05); грамотность (М=5,5 и М=6,4 при p<0,05). Мы можем предположить, что и в музыке интолерантные студенты ценят сложные аранжировки и грамотные, метафоричные тексты.

Исследование отношения к музыке представляется актуальным не только с научной, но и с практической точек зрения. Возможно использование результатов исследования в построении эфиров, разработке маркетинговых компаний. Кроме того, как ни фантастично звучит эта идея, становится возможным создание экспресс-процедуры диагностики характеристик личности через отношение к музыке.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Околот М. В. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ОБУЧЕННОСТИ В ОБЛАСТИ МУЗЫКИ
С. В. Васильева МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ (МОТИВАЦИОННО-АФФЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ)
Семынина Е.В. СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кравчик К. Б. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ
Методика 9. Измерение социометрического статуса (Диагностика межличностных отношений на основе теста субъективных предпочтений А. Морено
Лю Ц.Ф. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ
МЕСТО ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
ОТНОШЕНИЯ «СВОЕГО» И «ЧУЖОГО» В ПАРАДИГМЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Ю. С. Смирнова ОТНОШЕНИЕ К ИНВАЛИДАМ: ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПРОТИВ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ
Толкачева Е. С. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКА
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Ю.С. Смирнова ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ / СПИДом
ПРИНЦИП РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Добавить комментарий