Управителев Филипп Александрович ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Современная церковь отделена от государства. Русская Православная Церковь соглашается и дополняет — «но не отделена от общества», постулирую тем самым заинтересованность в общественных процессах и, в целом, в жизни общества.

В тоже время, на наш взгляд, необходимо оценить, каковы возможности РПЦ в изменении социальной и культурной ситуации. Притом, необходимо помнить, что оценка ресурсов Церкви малоинформативна — необходим анализ того, насколько возможным представляется обществу собственное изменение и саморегуляция посредством РПЦ. Особый акцент, на наш взгляд, необходимо делать на представлениях об РПЦ у молодежи — достаточно активной социальной группы, от которой и зависит будущая динамика общественных процессов.

Таким образом, целью нашего исследования является анализ представлений о Русской Православной Церкви у молодежи.

Исследование проводилось методами психосемантики и субъективной семантики — семантический дифференциал, направленный ассоциативный эксперимент. Первичные данные обрабатывались посредством факторного анализа и частотного контент-анализа, использовались программные среды SPSS 13.0 и «Контент-анализ».

Всего было опрошено 135 человек, студенты и аспиранты гуманитарных (47), естественных (42), социогуманитарных (46 человек) специальностей. Из них студентов — 73, аспирантов 60, соотношение полов: 88 женщин и 47 мужчин (65% и 35% соответственно). Возраст респондентов от 18 до 25 лет.

Результаты факторного анализа первичных данных семантического дифференциала (предмет оценки «Русская Православная Церковь») по методу главных осей, было выделено для интерпретации, согласно критерию Кайзера и графику «каменистой осыпи», четыре фактора.

Первый фактор (собственное значение 6,86) содержит категории «могучий» (0,8231), «сильный» (0,6844), «большой» (0,6626), «величественный» (0,5843) и «храбрый» (0,5619). Второй фактор (2,68) содержит категории «добрый» (0,7159), «нежный» (0,6417), «хороший» (0,5514). Третий фактор (2,27) содержит категории «медленный» (0,8088), «медлительный» (0,7718) и «пассивный» (0,7053), (0,6527). Четвертый фактор (1,28) содержит категории «округлый» (0,5093) и «гладкий» (0,5081).

Результаты частотного контент-анализа направленного ассоциативного эксперимента (стимульное словосочетание «Русская Православная Церковь») таковы: группа словоформ с семантикой «храмовые атрибуты» содержит 19,76% от общего числа словоформ.

Группа словоформ с семантикой «личные атрибуты» содержит 11,59% от общего числа словоформ. Группа словоформ со значением «оценка» содержит 8,77% общего числа словоупотреблений. Группа словоформ с семантикой «чины» содержит 6,76% общего числа словоупотреблений. Группа словоформ с собирательным значением «критика» содержит 6,46% общего числа словоупотреблений. Группа словоформ с семантикой «культовые действия» содержит 6,02% от общего числа словоупотреблений. Группа словоформ с семантикой «трансцендентные категории» содержит 5,87% от общего числа словоупотреблений. Всего в обработку поступило 1346 словоформ.

Исходя из результатов факторного и контент- анализов можно сказать следующее. Содержание первого фактора свидетельствует о том,

что Русская Православная Церковь в представлениях студентов и аспирантов является весьма монолитным образованием, и характеризуется позитивными оценочно — описательными категориями, нежели динамическими, хоть и указывают на потенциальную «силу» РПЦ. Выделенные в результате частотного анализа группы словоформ с семантикой «храмовые и личностные атрибуты», «оценка» косвенно подтверждают результаты факторного анализа, и указывают на то, что представления о Русской Православной Церкви по большей части являются культурным инвариантом, и не имеют закрепленности и основы в личном опыте.

Интересующие нас представления о динамических особенностях РПЦ входят лишь в третий фактор, притом с весьма негативной оценкой. Косвенно подтверждающий результаты факторного анализа контент- анализ указывает на то, что если все позитивные оценки являются внешними эмоциональными описаниями, то негативные оценки характеризуют структурные недостатки Русской Православной Церкви. Притом, многообразие словоформ в группе «критика» указывают на то, что эта критика основана на личном опыте респондентов, в отличие от групп с семантикой «атрибуты».

Таким образом, мы можем делать заключение, что молодежь не склонна видеть в РПЦ инструмент изменения и саморегуляции общества. А позитивные оценки являются по большей части культурными стереотипами, которые имеют свойство меняться и исчезать.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Федоткина А.Г. Особенности представлений о русском этносе русских и хакасских студентов
Т. Л. Смолина, Л. С. Литвинова ОБРАЗЫ ФИННА И РУССКОГО В ВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКОЙ И ФИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Володин Николай Александрович Жмакина Анна Анатольевна Хоршев Евгений Александрович НОВЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
ШАЛАШОВА Е. О. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ
Алексеева Екатерина Михайловна Иванова Татьяна Константиновна ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ О ГЕРМАНИИ И НЕМЦАХ, О РОССИИ И РУССКИХ
Лейбфрейд А.И. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
ЛЕЙБФРЕЙД А.И. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Е.Б. Березина ПРИЧИНЫ СОМАТИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ О ПЕРСПЕКТИВЕ БУДУЩЕГО
Лейбфрейд А.И. Идеальная и реальная семья в представлениях молодежи: поиск противоречий
Красилова Е.С., Прокофьева Ю.А. Гендерный анализ представлений молодежи о старости
КРАСИЛОВА Е.С., ПРОКОФЬЕВА Ю.А. ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О СТАРОСТИ
Добавить комментарий