С. В. Васильева МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ (МОТИВАЦИОННО-АФФЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ)

Одним из существенных дифференцирующих и интегрирующих факторов внутри молодежной аудитории являются музыкальные предпочтения, оказывающие влияние на формирование объединений. Очевидно, что музыка занимает важное место в жизни молодых людей, часто становясь не только образом, но и смыслом жизни. Объектом

данного исследования явились молодые люди в возрасте от 18 до 21 года, имеющие среднее / средне-специальное образование.

В связи с тем что полная классификация музыкальных стилей является обширной и специфичной, в данной работе использовалась менее дифференцированная, но более доступная для неспециалистов. Музыкальные предпочтения молодых людей дифференцировались следующим образом: предпочитают стиль «Рок» — 29 % молодых людей, «Электроник» — 20 %, «Рэп» — 16 %, «Альтернатив» — 13 %, «Металл» — 10 %, «Этно» — 6 %, «Джаз» и «Классика» — 3 %. У 23 % молодых людей «музыка» вызывает ассоциацию «настроение», у 19 % — «эмоции», «радость», «темп, ритм». В числе часто встречающихся ассоциаций: красота, жизнь, долголетие, спокойствие, любовь, расслабление, наслаждение, потребность, искусство. Таким образом, представления о музыке связаны с различными эмоциями, а также отражают ее эстетическую ценность. При выборе «Рока» и «Джаза» молодые люди выделяют смысловое содержание музыки; стили «Эт- но» и «Джаз» являются для них источником эмоциональных переживаний и помогают получить эмоциональный опыт, накопленный в фольклоре разных стран, что способствует новым переживаниям. Следует отметить, что музыка в стиле «Блюз», «Джаз», «Классика» является источником удовлетворения эстетических потребностей личности, так как сила художественно-эстетической потребности коррелирует с предпочтениями этих стилей. Предпочитая «Классику», наши испытуемые находят в ней общечеловеческие ценности и смыслы, глубокие эмоциональные переживания, следовательно, слушают классическую музыку в ситуациях, когда они нуждаются в эстетических переживаниях.

В разных ситуациях молодые люди выбирают из огромного музыкального пространства тот стиль, который отражает их личностные особенности: в предпочтении «Рока», «Рэпа», «Кантри» и «Блюза» проявляют свою самостоятельность, которая является главной ценностью личности в период ранней зрелости, а стиль «Электроник», доминирующий на дискотеках, развивает способности распознавания своих и чужих эмоций, что влияет на эффективность коммуникации.

Нами отмечен тот факт, что ориентация молодых людей при взаимодействии на других коррелирует с широким спектром музыкальных предпочтений. Молодым людям, которым нравится музыка в стиле «Рок», «Металл», «Блюз», «Джаз», нравится и музыка, исполняемая в других стилях. Они являются более гибкими в музыке, чего нельзя сказать о молодых людях, предпочитающих «Рэп», «Альтернатив»,

«Электроник». Джазовая музыка активизирует деятельность, связанную с распознаванием, выражением и пониманием эмоций.

В результате сравнения групп, предпочитающих «Рок», «Рэп», «Металл» и «Электроник», были выявлены различия в мотивационно- аффективной сфере испытуемых. Молодые люди, предпочитающие «Рок», имеют следующие особенности: ярко выражены самостоятельность мышления и выбора способов действий в творчестве и исследовательской активности (как и молодые люди, предпочитающие «Рэп» и «Металл»), а также стремление к новизне и глубоким переживаниям, что определяет широкий диапазон предпочтений различных музыкальных стилей. У молодых людей, предпочитающих музыкальный стиль «Электроник», выраженной мотивационной целью является сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим людям.

Рассматривая взаимосвязь частоты переживания фундаментальных эмоций и уровня личностной тревожности с музыкальными предпочтениями, можно сделать вывод, что такие музыкальные стили, как «Классика», «Этно», «Блюз», «Металл» соответствуют редко переживаемым эмоциям презрения, горя, страха, отвращения. Одной из часто переживаемых эмоций в жизни молодых людей является гнев. Предпочтением «Металла», «Блюза» и «Классики» наши испытуемые выражают усиление или ослабление переживания гнева. Молодые люди слушают музыку в ситуациях переживания эмоционального комплекса горя-вины, отдавая предпочтение «Классике», однако они не рассматривают музыку как стимул деятельности. Необходимо, также подчеркнуть, что уровень личностной тревожности выражается в поиске смыслового содержания музыки и различных форм поведения при воздействии музыки на личность.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Васильева Н.Л. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
Тупоногова Н.Б., Борисова С.Н. ОТНОШЕНИЕ К МУЗЫКЕ:МУЗЫКАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Кленышева Е.Е., Шишикина Е.О., Гудина Е.А. ОБРАЗ СТАРОСТИ У ЖЕНЩИН ПЕРИОДА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ
Кравчик К. Б. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ
Цветкова Н.А. Мотивационный аспект профессионального самоопределения взрослых
ДИНАМИКА АФФЕКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ШИЗОФРЕНИЕЙ И АФФЕКТИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ В ХОДЕ ПСИХОТЕРАПИИ
Репин МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
И.А. Давыдова СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Т.В. Андреева, Н.М. Аникина ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)
АФФЕКТИВНАЯ ВЯЗКОСТЬ.
АФФЕКТИВНАЯ СЛАБОСТЬ
ЗРЕЛОСТЬ
АФФЕКТИВНЫЙ ТИП ПСИХОПАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Глава Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение
ВЫ СКЛОННЫ К АФФЕКТИВНЫМ СОСТОЯНИЯМ, ЕСЛИ:
9.4.3 Когнитивно-аффективная наука
АФФЕКТИВНАЯ ИСТОЩАЕМОСТЬ
НАРУШЕНИЕ АКТИВНОГО ВНИМАНИЯ У БОЛЬНЫХ С АФФЕКТИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Добавить комментарий