Васильева ПЯТЬ ВИДОВ ЧУВСТВ – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Понятие «чувство» в общежитейском контексте имеет два основных смысла – как познавательный процесс и образ (вид чувствительности) и как эмоциональное переживание. Другие его смыслы (чувство справедливости, интуитивное чувство и т.д.) носят философский или художественный характер. Рассмотрим только первый смысл – вид чувствительности.

Со времен Аристотеля предполагалось, что человек имеет пять видов чувств, называемых еще и ощущениями (в современной терминологии – первичными образами) – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Аристотель же выделил представления как психическое явление (вторичные образы). В дальнейшем произошло разнесение организационных уровней первичных образов (чувств) на сенсорику и перцепцию. Автоматически описанные пять видов ощущений были перенесены и на виды восприятия. Представляется, что современные данные вносят коррективы в обсуждаемый вопрос.

В естественных науках (особенно в неврологии) длительное время происходило уточнение количества видов сенсорной чувствительности. Были выделены около двух десятков видов рецепторов: зрение, слух, хеморецепция в виде обоняния и вкуса, ощущение тепла и ощущение холода как отдельные виды чувствительности, тактильная рецепция, ортостатическая, глубокая (давление, вес, вибрация, боль, интероцепция). Если применять наличие специфического рецептора как критерий для обозначения вида сенсорики, то сложные виды ощущений – зрение и слух – обеспечиваются не одним видом рецепторов, что еще более усложняет анализируемый вопрос.

Проблема еще усложняется, когда мы пытаемся определить количество чувств на уровне перцепции. Если сенсорный образ отражает парциальное свойство предмета и критерий наличия специфического рецептора все же допустим (за неимением других), то перцептивный образ есть целостное отражение предмета во всех его пространственно-временных и модальных характеристиках. Такое определение явно позволяет обозначить количество чувств только по критерию модальности, что соответствует Аристотелевской традиции.

Но данные экспериментальной психологии достаточно убедительно показывают, что пространственные и временные характеристики предметов отражаются только в трех модальностях – визуальной, аудиальной и гаптической (кинестетической). Хеморецепция не дает достаточно адекватного представления ни о пространственных, ни о временных параметрах объекта. Таким образом, модальность не может служить критерием для определения вида восприятия (вида перцептивного чувства).

Данные нейропсихологии указывают на то, что в коре представлены первичные (сенсорные) и вторичные (перцептивные) зоны только трех модальностей – окципитальная (зрительная), темпоральная (слуховая) и постцентральная (соматосенсорная, кинестетическая). И только эти три области формируют третичные зоны (париетальные), обеспечивающие репрезентативный уровень когнитивных процессов (представления).

Также известно, что зрение осуществляет отражение пространственных характеристик объекта без временных параметров, аудиальный перцептивный образ (ритмический, речевой, музыкальный) разворачивается во времени и отражает временные параметры, гаптический перцепт формируется только одновременно в пространстве и времени (движение).

В свете вышесказанного представляется целесообразным выделять только три вида перцептивных чувств: филогенетически первичное гаптическое чувство, отражающее единое пространственно-временное свойство – движение; два позднейших более сложных вида перцептивных чувств – зрение (симультанно-пространственное) и слух (сукцессивно-временное).

Таким образом, существует от восьми до двух десятков (по разным классификациям) видов сенсорных чувств и три вида перцептивных чувств. Аристотелевская классификация принадлежит, по-видимому, уже истории.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Ильин ВОЛЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Касьяник ГРАЖДАНСКОЕ МУЖЕСТВО: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Миф 5. Норма секса — два раза в неделю по три-пять минут
Ступени развития чувства реальности
Фантазия или реальность?
Проблема согласия на неудовольствие. Дальнейшие шаги в познании чувства реальности
ТРУДОЛЮБИЕ ИЛИ ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ (ОТ 6 ДО 12 ЛЕТ)
ИНИЦИАТИВА ИЛИ ЧУВСТВО ВИНЫ (ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ)
ПЯТЬ КОРНЕЙ СИЛЫ ВОЛИ
ПЯТЬ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ "МАГНЕТИЧЕСКОГО" ВЗГЛЯДА
ПЯТЬ ПРИЗНАКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Ш. БЮЛЕР ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЯЕТ НА ПЯТЬ ФАЗ.
1.9. КОГО БОЛЬШЕ — МУЖЧИН ИЛИ ЖЕНЩИН, ИЛИ НЕКОТОРЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
ТЕСТ «ДЕВОЧКИ ИЛИ МАЛЬЧИКИ?», ИЛИ КАК ВЫ ВОСПИТЫВАЕТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ?
ИДЕНТИЧНОСТЬ ИЛИ СМЕШЕНИЕ РОЛЕЙ (ОТ 12 ДО 18 ЛЕТ ИЛИ СТАРШЕ)
Добавить комментарий