Величева Д. И. ВЛИЯНИЕ СОВМЕСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА НА ОБРАЗ СЕБЯ И ОБРАЗ ДРУГОГО

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростков, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности. Для подростков, в отличие от младших школьников, становится значимым не просто быть среди своих сверстников, но также занимать удовлетворяющее положение. Невозможность добиться такого положения чаще всего сопровождается повышенной конфликтностью ребят по отношению к своим сверстникам (И. С. Кон, Л. И. Божович). Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от статуса, который он занимает в группе и который начинает определяться, прежде всего, отношением и оценками сверстников. Вследствие чего возникают трудности в общении, обостряются и тяжело переживаются проблемы одиночества, изолированности подростков. Состояние общения подростка со сверстниками важно в плане возрастного развития. Устойчивые сложности в отношениях могут приводить к недоразвитию средств личностного общения, изоляции от других и от собственных внутренних ресурсов. Все вышесказанное определило необходимость изучения психологических механизмов и поиск способов создания более позитивного и толерантного общения подростков со сверстниками.

Идея данного исследования основывается на двух теоретических положениях: во-первых, образ себя и образ другого рассматриваются как продукты общения, т. е., с одной стороны, репрезентируют качества общения, в процессе которого они сложились (Е. О. Смирнова, М. И. Лисина), а с другой стороны, опосредуют и во многом определяют дальнейшее общение и отношения; во-вторых, в качестве ресурса и способа создания позитивного и толерантного общения в данной работе выступает совместное художественное творчество (СХТ). Суть творчества — процесс порождения замысла, создание нового.

Творческое самовыражение открывает человеку доступ к своим собственным внутренним ресурсам, проявлению своей индивидуальности, связано с сильными, яркими и позитивными эмоциями. СХТ содержит в себе характеристики совместной деятельности и художественного творчества. С одной стороны, оно основывается на непосредственном взаимодействии с другим человеком, а с другой стороны, в нем есть возможность самовыражения, выплеска и презентация своих идей, эмоций и переживаний в процессе и в самом результате совместного творчества.

Такое СХТ, способно обогатить общение, принести в него новые характеристики и помочь в выражении своих замыслов, смыслов, а также помочь в познании себя и другого (А. Н. Леонтьев, Н. Роджерс, А. А. Мелик-Пашаев).

Основная идея данной работы заключалась в проверке позитивного влияния специально организованного совместного художественного творчества на отношения малообщающихся подростков, на их представления о себе и другом. Исследование проводилось на базе гимназии «Универс» г. Красноярска в рамках курса ИЦН (Интересы. Ценности. Нормы). В качестве испытуемых выступили учащиеся шестых классов. Для чистоты эксперимента и исключения влияния побочных факторов на результат исследования были сформированы одна экспериментальная и две контрольные группы.

Задания для совместного художественного творчества были специально разработаны и вписаны в рамки ИЦН, дополняя курс. На занятиях ребята в парах с теми, с кем они мало общаются из класса, создавали спонтанные рисунки, писали сценарии, участвовали в драматизации и т. д. До и после занятий были получены данные самоописания и взаимоописания с помощью модифицированной методики Куна «Кто Я». Результаты исследования показали, что гипотеза подтвердилась, но частично. Основные и значимые изменения после таких совместных творческих занятий произошли у подростков в образе себя: количество характеристик в повторном самоописании увеличилось по сравнению с первичными данными, которые были произведены до совместного художественного творчества, характеристики в образе себя стали более положительными, чем до совместного художественного творчества. В образе другого также произошли изменения, но после проведенной математической обработки изменения оказались незначимыми. В пользу частичного подтверждения гипотезы, говорит и тот факт, что в контрольных группах не обнаружилось изменений в образах, а это, в свою очередь, исключает влияние самого курса ИЦН на образы себя и другого и подтверждает положительное влияние совместного художественного творчества.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Бугрименко А.Г. СООТНОШЕНИЕ СЛОЖНОСТИ ОБРАЗА Я И ЕГО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОТ ОБРАЗА ДРУГОГО
ОБРАЗЫ Я, ОБРАЗЫ ДРУГОГО
Назарова И.В. Идеализация образа значимого другого
Бараков Александр Андреевич МОДЕЛЬ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СМЫСЛА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ
Т.В. Казакова Лесосибирск, ЛПИ-филиал СФУ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ С ДОМИНИРУЮЩИМ ПРЕДМЕТНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА)
Образ тела девушек в связи с эталонным образом, транслируемым посредством СМИ
10.3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМАХ «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА», «ЧЕЛОВЕК-ЗНАК», «ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы
Искусственный интеллект и художественное творчество
МЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ И ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЕ.
М. В. Михайлова ВЛИЯНИЕ АРХЕТИПИЧНЫХ ОБРАЗОВ СКАЗОК НА ВЫБОР ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ЖЕНЩИН
С.А. Сергунова ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ИСТИННОГО ЛИДЕРА
Мифтахов Артём Рафаэлевич ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА САМОАКТУАЛИЗАЦИЮ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.3. КОРРЕКЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ, СЕБЯ И ДРУГОГО (УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ, ТРЕНИНГИ)
4. ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ПЕРЕМЕНЫ: МИР, МЕНЯЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА, И ЧЕЛОВЕК, МЕНЯЮЩИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МИРА
Добавить комментарий