Вещеникин Сергей Николаевич СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ МИФОВ

Современные публикации по проблеме мифов ориентированы или на изучение особенностей их применения в психотерапии при работе с клиентом, или на специфику использования в текстах художественного содержания. При этом, как правило, ряд авторов не озадачивается поиском или выработкой целостного представления об изучаемом предмете. В сфере политической психологии на вопрос о системном описании политических мифов исчерпывающего ответа не получено.

Источниками развития теоретической базы мифов в политике являются несколько направлений. Во-первых, это работы философов. Примечательны взгляды А.Ф. Лосева, который ввел в структуру мифа понятия: личность, история, чудо, слово, — и определил его формулой «миф есть в словах данная чудесная личностная история». Во-вторых, это работы культурологов и литературоведов. По мнению Ю.М. Лотмана, мифологии постоянно взаимодействуют с литературой и протекают непосредственно в форме переливания мифа в литературу и опосредованно через народные праздники, ритуалы, изобразительные искусства, религиозные мистерии. Иное понимание мифа у Р. Барта. Согласно его точке зрения существуют первичные и вторичные семиотические системы. Первичная система указывает на реальность, которую он называет «чистой материей», в то время как вторичная вместе с мифической идеей или мифическим понятием надстраивается над первичной и является мифом. В-третьих, это работы в сфере аналитической психологии К.Г. Юнга. Ключевое понятие здесь — коллективное бессознательное, содержанием которого являются архетипы. Они проявляются в результате наблюдения за определенной чередой психических явлений. Архетипы на сознательном уровне выражаются в архетипических образах — это универсальные паттерны, составляющие основу мифологии.

Для целостного представления о политическом мифе, для того, чтобы теория не представляла синкретичное объединение различных концепций, необходимо по-новому взглянуть на вопрос, применив модель системного описания В.А. Ганзена. Он исходил из идеи пентабазиса СПВЭИ, состоящего из четырех рядоположенных понятий (пространство, время, энергия, информация) и одного объединяющего (субстрат). Для системного описания политического мифа достаточно соотнести отдельные понятия, описанные выше, с элементами пентабазиса и обосновать данное соотнесение.

Субстратом системного описания является политический миф, так как целостное представление о нем и является основной целью настоя-

щей работы.

Элементу пентабазиса — время — соответствует понятие истории, выделенное А.Ф. Лосевым. История соотносится по своей семантической структуре с элементом пентабазиса в виде протекания событий во времени, которые происходят как с субъектом, так и вокруг него. Пространственной характеристикой является понятие личность, также введенное А.Ф. Лосевым. Но в связи с системным описанием политического мифа, целесообразно заменить его психолого-политическим понятием субъект политики, которым могут являться не только отдельные политические лидеры, но и различные общественные объединения, политические партии и т.д. Субъект политики — это элемент политического пространства, присутствующий в нем и вступающий в отношения с различными социально-политическими единицами. Поэтому субъект политики можно соотнести с понятием пространства в пентабазисе СПВЭИ. С энергетическим элементом пентабазиса соотносится архетип, введенный К.Г. Юнгом. Он понимал архетипы как потенциально присутствующие в коллективном бессознательном кристаллические решетки. За счет своей структуры они обладают способностью продуцировать в сознании мифологические темы или идеи. Таким образом, архетипы обладают потенциями, которые реализуются в актуальном содержании сознания, подобно переходу потенциальной энергии в кинетическую. Введем понятие архетипический код, который соотносится с информацией в общенаучном пентабазисе. Архетипический код выражает вербальную и невербальную информацию об определенном архетипическом образе или сочетании образов, в результате чего образуется более сложный политический миф.

Системное описание мифа в политике (приведенное выше) позволяет решать, во-первых, задачу конкретной практической помощи кандидату в ходе предвыборной кампании в создании и использовании политического мифа и, во-вторых, дает возможность сбора эмпирического материала для дальнейшего развития теории политических мифов.

Из вышеизложенного следует вывод — политический миф является целостным политическим явлением, имеющим психологическое содержание. Другой вывод — системное описание мифа в политике при помощи общенаучного пентабазиса, позволяет применить политический миф как практическое средство достижения политических целей.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Мишучкова И.Н. Системное описание целеобразования в политической психологии
Бойко Е. О. СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГО–ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
Макарова Александра Константиновна, Мусийчук Сергей Васильевич МОТИВАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ МИФОВ В РЕКЛАМЕ
ПОПОВ А.В. СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ В ПСИХОЛОГИИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА
Дорожкин Ю.П., Малышев СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ФУНКЦИОНАЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА
Снетков В.М. СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА КАК ОБЪЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ШАВШУКОВА Н.В. ВОСПРИЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ДРУЖИНИН
Коровкин Сергей Юрьевич ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Лысенко Сергей Андреевич ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ
Верзилин Сергей Дмитриевич ИНФОРМАТИВНОСТЬ ОЦЕНОК СУБЪЕКТИВНОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЕМ
ТЕЛЕГРАММА ПРЕЗИДЕНТА ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В. М. БЕХТЕРЕВА С. А. ТОЛСТОЙ НА СМЕРТЬ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО*
Носов Сергей Сергеевич Дворянчиков Николай Викторович ПОЛОТИПИЧНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ
Печерский Сергей Александрович ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ НА УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ СПОРТСМЕНОВ
Добавить комментарий