Веселова Е.К., Ширяева Т.А. К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МИРОВООЗРЕНЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЛИЧНОСТИ

Центр нравственной регуляции поведения личности лежит в сфере ее идеалов и ценностей. Б.Г.Ананьев в своих трудах касался этого вопроса и намечал пути научного подхода к многоаспектной проблеме.

Вопросы ориентации человека в мире и приверженности какой-либо идее, выбора тех или иных ценностей, получают совершенно разные как по содержанию, так и по форме ответы в различных философских и религиозных концепциях человека. Каждый человек пытается создать в своем представлении картину мира, в которой он получит ответ на вопросы о своем месте в мире и о том, что он должен в нем делать.

Э.Фромм (1964) назвал умозрительные системы взглядов и убеждений, так или иначе отвечающих на проблему смысла жизни человека, «системами ориентации и поклонения». Потребность иметь такую систему, т.е. индивидуальную мировоззренческую систему экзистенциальных убеждений относительно природы человека очень остра.

Индивидуальные мировоззренческие системы личности могут быть представлены в сознании человека различным образом. От полной осознанности, четкости взглядов, полной уверенности в их истинности до полной или частичной неосознаваемости и невозможности вербализации. Нами разработан вопросник, позволяющий изучать мировоззренческие ориентации и взгляды личности. Вопросник состоит из пяти вопросов о «душе» как понятии наиболее тесно связанном с экзистенциальными взглядами личности. Респонденту задаются вопросы о происхождении, назначении и посмертной судьбе души человека с предоставлением выбора высказываний в наибольшей степени отвечающих его взглядам. В каждом вопросе имеется возможность свободного ответа.

Вопросник предлагался студентам педагогического колледжа (26 человек, 17–18 лет), преподавателям медицинского колледжа (43 человека, 45–50 лет) и слушателям религиоведческих курсов при университете педагогического мастерства (39 человек, 40–45 лет).

Результаты опроса показали преобладание идеалистического мировоззрения в группах студентов-педагогов и слушателей религиоведческих курсов. В ответ на вопрос о вере в существование мира духовных сущностей ответили положительно 92% студентов-педагогов, 85% слушателей религиоведческих курсов и только 26% преподавателей медицинского колледжа. Верят, что человека сотворил Бог – 50% студентов-педагогов, 81% слушателей религиоведческих курсов и 26% преподавателей медицинского колледжа. На вопрос о посмертной судьбе души человека 50% студентов-педагогов ответили, что верят в переселение душ в тела людей и животных, 67% слушателей религиоведческих курсов выбрали ответ о попадании души в ад или в рай. Преподаватели (21%) на этот вопрос ответили, что душа после смерти прекращает свое существование, идея реинкарнации получила отклик у 40% респондентов.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ-ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЗГЛЯДОВ Б. Г. АНАНЬЕВА
Верняева Т.А. ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА 6 ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ТРУДЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
ЛИЧНОСТЬ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ (СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД)
Белов А.Б. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПЛЮРАЛИЗМА НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
ЛИЧНОСТЬ: ВЗГЛЯД СНАРУЖИ (СОЦИУМНЫЙ ПОДХОД)
11.2.3. Проблема элиты и псевдоэлиты в контексте рассмотрения проблемы личности и "мничности" (мнимой личности)
ЛИЧНОСТЬ: ВЗГЛЯД ВОВНУТРЬ (НАУЧНО - ОБЪЕКТИВНЫЙ ПОДХОД)
УДК 159.923.Е.В. ЛАПКИНА СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ФЕНОМЕНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СОВЛАДАНИЯ: ЗАЩИТНАЯ СИСТЕМА ЛИЧНОСТИ
Веселова А.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНТЕГРАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методики изучения индивидуальных особенностей
4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы
3. Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы
Добавить комментарий