Виницкая А.Г. Основные этапы театр-терапии в клинике динамической психиатрии

Восстановительная терапия психически больных включает, наряду с биологическими, широкий комплекс психо- и социотерапевтических методов (В.Д.Вид, 1998; М.М.Кабанов, Н.Г.Незнанов, 2003). Одним из методов, входящих в этот комплекс, является театр-терапия.

Психологические механизмы воздействия театра на внутренний мир и поведение человека хорошо известны и основаны на использовании такого вида человеческой деятельности, как игра. Попытка использования театральной игры для лечения эмоционально-личностных нарушений невротического регистра впервые была предпринята Я.Л.Морено (1916), создавшего «спонтанный театр». Развитие этого нового направления в психотерапии получило название «психодрама», которая предоставляет возможность пациенту проявить себя в различных ролях и создает условия, при которых интерпретация ситуаций воспринимается и осознается пациентами с меньшим страхом, вследствие завуалированности конфликтной проблематики театральной ролью. Поэтому в ходе репетиций и постановки пациенту легче осознавать деструктивные и дефицитарные функции своего «Я».

При психических заболеваниях использование психодрамы является проблематичным из-за возможности ухудшения состояния пациента на фоне высокой напряженности переживаний в процессе проигрывания ролей. В то же время постановка театральной пьесы как терапевтический приём является более приемлемой для высокоуязвимого контингента психически больных вследствие выражения своих переживаний посредством персонажей, а не путем непосредственной экстериоризации внутренних проблем и конфликтов.

Подобный подход, предполагающий использовать театр в качестве психотерапевтического метода, был предложен в рамках концепции динамической психиатрии Г.Аммоном (1995), согласно которой все используемые лечебные средства и методы должны быть направлены на единую цель – коррекцию нарушений идентичности личности.

Попытка использовать терапию театром в рамках психодинамического подхода была предпринята нами в отделении восстановительной терапии психически больных НИПНИ им. В.М.Бехтерева, где в 2003 году была организована «Театр-студия «Зебра».

За время ее существования под руководством психолога поставлены 6 спектаклей («Винни-пух и все-все-все», «Мертвая царевна и семь богатырей», «Золушка», «Снежная королева» «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»).

Театрально-терапевтическая группа (10-20 человек) является открытой и проводится 2-4 раза в неделю по 1,5-2 часа. Противопоказанием является только острое психотическое состояние больного. Наш опыт проведения театрально-терапевтической группы позволяет выделить несколько его этапов. 1-й этап – «Выбор пьесы» – включает обсуждение предложенных больными литературных произведений и принятие коллективного решения о постановке. 2-й этап – «Распределение ролей» – выбор режиссера, сценаристов, декораторов, костюмеров, звукорежиссера. Очень важно, чтобы каждый член группы имел, кроме сценической роли, и роль одного из «творцов» постановки, что способствует повышению активности, уверенности больных и улучшает межличностное взаимодействие внутри группы. 3-й этап – «Написание сценария» «сценаристами» из числа членов группы с последующим обсуждением и коррекцией. 4-й этап – «Чтение сценария по ролям». Здесь часто имеет место обмен ролями между участниками группы. 5-й этап – «Малая сцена» – проигрывание ролей пьесы проводится в психотерапевтическом кабинете, закрытом для других больных отделения. Члены группы читают свои роли, обращаясь к своему партнеру по сцене. 6-й этап – «Взаимодействие на сцене» – проигрывание ролей пьесы с выражением эмоций и переживаний персонажей. Здесь часто возникает «сопротивление» со стороны больных и задача психолога – помочь пациенту преодолеть те эмоциональные барьеры, которые послужили причиной отказа от исполнения роли. 7-й этап – «Большая сцена» – репетиции, которые могут наблюдать пациенты, не участвующие в терапии. Члены группы чувствуют повышенную ответственность и стремятся наилучшим образом справиться с ролью. 8-й этап – «Театральное представление» – происходит в холле отделения, куда зрители приходят по пригласительным билетам. Среди зрителей – пациенты отделения, врачи, медицинские сестры и другие члены терапевтического сообщества.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Основные этапы формирования личности
1. Основные этапы развития субъекта труда
5.1. Основные этапы развития субъекта труда
Основные этапы работы психолога-консультанта
Основные этапы развития учения о людях с ограниченными возможностями
12.3. "Кризисы разочарования" и основные этапы развития психолога-профессионала
3. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития ;. психолога-профессионала
Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В.. Основные этапы развития концепции С.Л. Рубинштейна,
ВИНИЦКАЯ А.Г. ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ У ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ С СОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
ПСИХИАТРИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Холотропные состояния в истории психиатрии
ПСИХИАТРИЯ: ОБЩЕСТВО, ВРАЧ, БОЛЬНОЙ
И.С. Бердышев ДЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Рекомендуемая литература Ответ к задаче о пациентах и психиатрах
Западная психиатрия: неверные представления и настоятельная необходимость в их пересмотре
СЕРГИЕНКО И.М. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ
ПСИХОДРАМА И ПСИХОАНАЛИЗ: ДВА ТЕАТРА ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДРАМЫ
Последствия современных исследований сознания для развития психиатрии
Кичемасова С. К. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АКТЕРА ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА
Исаев Д.Н., Иванов Е.С. НАУЧНЫЙ ВКЛАД К.С.ЛЕБЕДИНСКОЙ В СПЕЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ И ДЕТСКУЮ ПСИХИАТРИЮ
Добавить комментарий