ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ГНЕВА.

Хотя существуют характерные изменения в каждой из трех частей лица время гнева, пока эти изменения не происходят во всех трех частях, не ясно, испытывает ли человек гнев на самом деле или нет.

Брови опущены и сдвинуты вместе (нахмурены), веки напряжены, а взгляд кажется пристальным и тяжелым.

Губы либо плотно сжаты вместе, либо раскрыты так, как будто бы человек кричит.

«гневные» брови.

На рис. 31 слева показаны брови при переживании гнева, а справа — брови при переживании страха.

Брови опущены и сдвинуты вместе.

В обоих случаях брови сдвинуты к переносице. Однако в гневе,

В обоих случаях брови сдвинуты к переносице. Однако в гневе,

движение бровей направлено вниз, в то время, как в страхе бровй ползут вверх. На самом деле, гримаса гнева может проявляться «угловым»движением вниз только краев бровей или же опусканием бровей по всей их длине. Соединение вместе внутренних краев (нахмуривание) бровей создаёт, как правило, вертикальные морщины между ними (1). Горизонтальные морщины на лбу не появятся во время гнева, а если и видны какие-либо следы подобных линий, они являются долговременными (уже существующими) для данного лица (2).

В гневе, опущенные нахмуренные брови обычно сопровождаются «гневными» глазами и «гневными» ртом, но в некоторых случаях «гневные» брови могут появляться на отстраненном или спокойном лице. В этом случае мимическое выражение возможно и не означает гнев.

На первых двух фотографиях рис. 32 Джон и Патриссия демонстрируют гневные брови — отстраненное (задумчивое) лицо , с лева нейтрально спокойное лицо, и, для сравнения, «испуганные» брови справа.

Хотя мимическое выражение справа явно выглядит обеспокоенным или испытывающим тревогу (как рассмотрено в Главе 5), лицо на первых двух фотографиях, показывающее опущенные нахмуренные брови, может означать любое из следующих состояний:

— Человек немного раздражен, или гнев находится в начальной стадии.

— Человек находится в серьезном настроении.

— Человек пристально на чем-то сконцентрировался или сфокусировался.

— Если это кратковременное изменение, в котором гневные брови проявились только на мгновение и сразу же вернулись в естесственное положение, это может быть еще одним раговорным пунктуатором, выделяющим отдельное слова или реплику.

«Гневные» глаза/веки.

Во время гнева веки напряжены, а взгляд становится пристальным, проницательным или тяжелым. На рисунке 33 Патрисия и Джон показуют два типа «гневных» глаз, узкая версия слева и широкая справа.

На всех четырех фотографиях нижние веки напряжены, но выше

На всех четырех фотографиях нижние веки напряжены, но выше

приподняты в первой версии «гневных» глаз (А), нежели во второй (В). Нижние веки опущены в обеих версиях «гневных» глаз. «Гневные» глаза/веки, показанные на рис. 33 не могут принять такой вид без

вовлечения бровей, поскольку опущенные брови, упираясь в верхнее

вовлечения бровей, поскольку опущенные брови, упираясь в верхнее

веко, являются причиной сужения глаз.

Нижние веки могут быть напряжены и приподняты, а тяжелый неподвижный взгляд может появиться отдельно, но его значение будет неоднозначно. Является ли человек слегка рассерженным? Контролирует ли человек внешние проявления гнева? Пытается ли человек сосредоточиться? Человек сконцентрирован, решительно настроен или он серьезен? Даже с вовлечением в мимику и бровей/лба, и глаз/век (двух областей лица, как показано на рис. 33),

существует некоторая неопределенность в понимании (прочтении) истинного значения мимического выражения. Оно может иметь любое из перечисленных выше значений. «Гневный»рот.

Существует 2 основных типа «гневного» рта. На первых двух фотографиях рис. 34 Патриссия демонстрирует два примера с закрытым ртом и плотно сжатыми губами, и с открытым, оскаленным ртом на последних двух фотографиях.

Плотно сжатые губы проявляются в двух совершенно разных

Плотно сжатые губы проявляются в двух совершенно разных

видах гнева.

Это происходит, когда человек участвует в какой-либо разновидности физического насилия, телесной атаке другого человека.

И так же это происходит, когда человек старается контролировать вербальные проявления гнева, и сжимает губы в попытке удержаться, чтобы не закричать или не сказать что-нибудь мерзопакостное. «Гневный» рот открывается во время речи, когда человек может кричать или словесно выражать гнев.

Типично сочетание такого «гневного» рта с «гневными » глазами и бровями, но они могут проявляться и в сочетании с незадействованными в грмасе гнева областями лица.

На рис. 35 показаны комбинированные фотографии, на которых гнев отмечен в нижней части лица и нижних веках, в сочетании с бровями/лбом на нейтрально спокойном лице.

Послание, тем не менее, неопределенно, так же, как если гнев проявлен только бровями или только веками.

Если гнев проявлен только ртом, сжатые губы могут символизировать легкий гнев, физическую нагрузку (такую, как подъем тяжестей), или сосредоточенность.

Открытый, оскаленный (кричащий) рот так же неоднозначен, если не вовлечена остальная мимика, поскольку он может быть связан с беззлобным криком ( вопли во время бейсбольного матча) или с произношением определенных звуков.

Две области лица.

На рис. 33 мы продемонстрировали, что, если гнев проявляется только в двух областях лица, бровях и веках, то выражение лица не сообщает нам ничего определенного.

Однако, если гнев показан и в области рта, и в области век, тогда лицо сообщает нам именно гнев.

Значения этих мимических выражений могут быть любыми из

Значения этих мимических выражений могут быть любыми из

вышеупомянутых. Сигнальные признаки гнева на лице обычно не отчетливы, если не наблюдается показателей гнева на всех трех зонах лица.

В этом смысле выражение страха на лице отличается от выражений эмоций, обсуждавшихся выше. Удивление или страх могут выражаться совершенно однозначно бровями/глазами или глазами/ртом. Отвращение может быть отчетливо выражено ртом/глазами.

В последующих главах о печали и счастье вы увидите (поймете), что эти эмоции могут быть так же показаны однозначным образом только лишь с двумя задействованными областями лица.

Двусмысленность существует только в случае с выражением гнева, если признаки ограничиваются всего лишь двумя областями лица.

Некоторую определенность в прочтении этого «двустороннего» гнева могут внести тембр голоса, положение тела, жестикуляция, или произносимые слова, в зависимости от ситуации, в которой проявляется это выражение. Если вы видели выражение, показанное на рис. 35 или рис. 33, когда Патриссия отрицала, что она была раздражена (недовольна), сжимая кулаки — или демонстрировала это выражение сразу после того, как вы говорили ей что-нибудь этакое, что, как вы предполагали, ей явно не понравится — вы бы предпочли как можно корректнее расценить её гнев. Некоторые люди имеют склонность демонстрировать гнев преимущественно в одной или другой области лица, когда они контролируют приступ гнева.

В таком случае, их родственники (члены семьи) или близкие друзья —те, кто близко знаком с такими людьми — могут научиться верно распозновать это выражение (показанное на рис. 35 или 33), в то время, как для большинства людей оно будет непонятным.

Двусмысленность гнева, выраженного только в двух областях лица, может быть продемонстрирована в еще одной подборке фотографий, на которых иная разновидность легкого гнева отражена в области век.

На рис. 36А глаза вытаращены, а нижние веки напряжены, но не

На рис. 36А глаза вытаращены, а нижние веки напряжены, но не

так сильно, как на рис. 33.

В сочетании с опущенными бровями, но без вовлечения мимических мышц рта, как представлено на рис. 36А, это выражение является неопределенным.

Патриссия может испытывать контролируемый гнев, легкий гнев, намерение сосредоточиться или просто иметь решительный настрой.

Если же к этому добавляется легкое напряжение в нижней области лица, то в таком случае, двусмысленность сразу же теряется.

Справа на рис. 36B показаны глаза и брови, похожие на те, что изображены на рис. 36A, но здесь верхнияя губа слегка напряжена, уголки губ так же немного напряжены, нижняя губа выпячена, а ноздри слегка расширены.

Рис. 36B важен также, чтобы прдемонстрировать, что нет необходимости в особенно ярковыраженных признаках гнева на протяжении всего времени во всех трех областях лица , как только эти признаки отметились на каждой из трех зон.

Брови/лоб на рис. 36В выражают лишь частичный признак гнева. Брови опущены, но не сдвинуты вместе, и ми имеем то же самое, что и в случае с умеренным напряжением в нижней области лица. Совместно, эти частичные признаки в области бровей/лба и нижней части лица, в сочетании с нижними веками и вытаращенными глазами вполне достаточны для прочтения сигнала гнева.

полное выражение гнева

На рис. 37 Патриссия демонстрирует два типа «гневных» глаз в сочетании с двумя типами «гневного» рта.

Сравнивая верхнюю фотографию со нижней, мы видим одинаковые глаза/веки в сочетании с различным положением губ.

Сравнивая левую фотографию с правой, мы видим одинаковое

положение рта в сочетании с разным выражением глаз/век

положение рта в сочетании с разным выражением глаз/век

Как мы уже объяснили, два типа «гневного» рта связаны с характером поведения человека.

Закрытый «гневный» рот, показанный на верхних фотографиях может проявиться если человек учавствует в физическом поединке, или же, если человек изо всех сил пытается подавить побуждение закричать.

Что происходит при словесном выражении гнева или выражении гнева криком — показано на нижних фотографиях.

Шире раскрытые гневные глаза на фотографиях справа делают выражение (послание*) немногим более выразительным.

Интенсивность гнева.

Интенсивность переживания гнева можно определить по тому, насколько сильно напряжены веки или насколько сильно вытаращены глаза.

Так же, степень интенсивности переживания показывает то, насколько сильно сжаты губы.

На рис. 37 губы сжаты достаточно плотно всвязи с чем мускул под нижней губой становится более рельефным, а на подбородке появляются морщины.

В гневе меньшей интенсивности сжатые губы будут выглядеть не настолько ожесточенно, а мускул под губой и наморшенный подбородок будут менее очевидны или не будут заметны вовсе.

Это изображено на рис. 36В.

Подобным образом, от степени интенсивности гнева зависит, насколько широко открыт рот, в случае с открытым » гневным ртом.

Гнев низкой интенсивности может так же быть отражен лишь в одной области лица, или только в двух. Как на рис. 33 или 35.

Но, как мы ранее предупреждали, в этом случае не вполне ясно, является человек слегка раздраженным, предельно рассержен, но контролирует внешние проявления гнева или он вовсе не рассержен, а сосредоточен, решительно настроен или просто озадачен.

Смешанные проявления гнева.

Смешанные выражения показанные в предыдущих главах считались завершенными (полными), если проявлялись в разных зонах лица.

Даже ограничившись одной областью лица, каждое из выражений смешанных эмоций несут полноценное сообщение об испытываемом переживании.

В случае с гневом, однако, без проявления выражения во всех трех областях лица, сообщение становется двусмысленным.

Вследствии этого, если в смешанных выражениях гнева в одной или двух областях лица при этом отразится другая эмоция, то она подавит (смажет) выражение гнева (сообщение его наблюдателю).

(К тому же, гнев легко маскируется — достаточно взять под контроль или придать другое выражение всего одной области лица, чтобы исказить достоверность послания гнева).

Вы увидите несколько примеров таких смешанных выражений, в которых сообщение гнева практически утрачено.

Существует два исключения среди всех сочетаний выражений, при которых выражение гнева остается достатчно ярким и читаемым.

Первым таким сочетанием является отвращение-гнев, при котором читаемость гнева очевидна.

Может быть, это происходит потому, что отвращение и гнев смешиваются довольно часто, или по причине схожести внешних проявлениий и ситуативного котекста между этими двумя эмоциями.

Второе исключение заключается в том, что сочетание эмоциональных проявлений может достигаться особым способом. Разные эмоции не обязательно должны отражаться именно в разных областях лица в смешанном выражении.

Это так же может быть достигнуто сочетанием признаков выражениий двух эмоций в каждой области лица.

Поскольку , выражение гнева отмечено во всех трех областях лица в таком типе смешанных выражений, сообщение гнева наблюдателю отнюдь не потеряно и не перекрывается другой эмоцией.

На рис. 38 показано такое сочетание.

Вероятно, наиболее часто встречается сочетание гнева с отвращением.

На рис. 38С Патриссия демонстрирует смешанное выражение гневного отвращения, в котором две эмоции комбинируются между собой, отмечаясь в каждой области лица.

Это выглядит так, как будто она произносит: «Как ты смеешь показывать мне эту гадость!» Эти рис. так же демонстрируют гневное выражение (38А) и выражение отвращения (38В) в качестве сравнения.

Обратите внимание на рот на рис. 38С. Здесь присутствуют признаки обеих эмоций: сжатые губы как при гневе и в то же время приподнятая верхняя губа, как при отвращении.

Нос наморщен, как при отвращении. Нижние веки несколько напряжены, как в выражении гнева, в то же время присутствуют морщинки и припухлости нижних век, характерные для отвращения и образуемые движением вверх скульных мышц (щек) и наморщиванием носа.

Верхние веки выглядят опущеными и напряженными, а такое изменение в мимике глаз может происходить как при гневе, так и при отвращении.

Но опущенные брови находятся в промежуточном положении между

характерными для гнева и характерными для отвращения — брови

характерными для гнева и характерными для отвращения -- брови

только немного нахмурены, а не сдвинуты вместе.

На рис. 39 Джон демонстрирует два других сочетания

На рис. 39 Джон демонстрирует два других сочетания

гнев-отвращение, на которых признаки самостоятельных эмоций скорее дополняют друг друга в отдельных областях лица, чем комбинируются в каждой из них.

На рис. 39А гнев отмечен в области бровей и глаз, а отвращение выражено мимикой рта.

На рис. 39Б, Джон показывает сочетание презрение-гнев, в котором презрение выражено мимикой рта, а гнев — выражением глаз и положением бровей.

В то же время, это может быть так же сочетанием удивления и гнева. Предположим, Джон уже был разгневан и вдруг неожиданно возник какой-либо новый раздражитель.

На рис. 40 Джон показывает сочетание гнев-удивление, в котором удивление выражено мимикой рта, а гнев — выражением глаз и положением бровей.

Тем не менее, следует заметить, что признак удивления —

Тем не менее, следует заметить, что признак удивления --

шок—является доминирующим сообщением выражения. Нет абсолютной уверенности в том, что он при этом разгневан.

Это выражение лица вполне может означать ошеломлённое или недоумевающее удивление (помните, одним из значений опущенных нахмуренных брови является как раз недоумение)

Много провокаций или угроз могут вызвать, как страх, так и гнев, которые могут смешиваться на какое-то время, пока человек попытается справиться с ситуацией.

На рис. 41 показаны два таких сочетания гнева и страха.

На рис.41В и 41С страх отмечен в области рта, а гнев изображен в области глаз и бровей.

Снова необходимо отметить, что признаки гнева в этом сочетании не являются доминирующим сообщением выражения, и довольно слабы по сравнению с сообщением страха.

Фактически, эти два выражения лица (41В и 41С) возможны при полном отсутствии гнева, как такового, вместо которого вполне может быть страх, смешанный с недоумением или испуг, случившийся когда человек был сосредоточен.

Выражение лица Патриссии (41А) было включено в этот блок , поскольку она показывает комбинацию гнева с элементами страха (страх отмечен в зоне бровей и глазами, гнев — в области рта), но это одно из сомнительных выражений, возможно не являющихся реально читаемым смазаным выражением.

Это сочетание больше похоже на то, что Патриссия была напугана и сжала губы, пытаясь не кричать и контролировать свой страх.

Гнев так же может проявляться в сочетании со счастьем (Глава 8) и с печалью (Глава 9).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПРОЯВЛЕНИЕ ГНЕВА.
ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТВРАЩЕНИЯ.
7. Исследование гнева
РОЛЬ ГНЕВА.
11.4. Объектные значения как внешние причины и как внешние цели: сравнительный анализ
ПРИЧИНЫ ГНЕВА.
Распознавание гнева у самих себя
Распознавание гнева у других людей
ЭМОЦИЯ ГНЕВА И ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ
Чернышкова Е. Ю. РЕФЛЕКСИЯ АГРЕССИИ И ЭМОЦИИ ГНЕВА: ВЕДУЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ
18.5. Внешняя привлекательность
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИИ
ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА
Внутренние и внешние причины и цели
ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ И МЕТААНАЛИЗ
ГРАНИЦЫ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ
Добавить комментарий