ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТВРАЩЕНИЯ.

Наиболее значительные «информаторы» (ключи к пониманию) отвращения проявляются (отражаются) в (на) мимических мышцах рта и носа, а также — нижних век и бровей, но в меньшей степени. Верхняя губа приподнята, в то время как нижняя может быть как приподнята, так и опущена; нос наморщивается; нижние веки приподнимаются, а брови опускаются вниз.

Нижняя часть

На иллюстрации (рис.) 23, Патрисия демонстрирует отвращение вздернутой верхней губой (1), вызвавшее, в свою очередь, изменение внешнего вида кончика носа.

Возможно, но не обязательно, сочетание приподнятой верхней

Возможно, но не обязательно, сочетание приподнятой верхней

губы со складками (морщинами) вдоль носа и на переносице (2). Чем сильнее отвращение, тем вероятнее наморщенность носа. Нижняя губа может быть приподнята и слегка выдвинута вперед (3), или опущена слегка выдвинута вперед (4) Щеки приподнимаются, и в результате происходят изменения внешнего вида нижних век, глаза прищуриваются, что влечет за собой образование множества мелких морщин и складок под глазами (на нижних веках) (5).

Несмотря на то, что довольно типично при гримасе отвращении

Несмотря на то, что довольно типично при гримасе отвращении

опускание бровей, объективно это не является существенным. На рис. 23 у Патрисии явно выражена гримаса отвращения, даже несмотря на то, что брови и верхнии веки аналогичны нейтральному выражению лица. Сравним рис. 23 с рис. 24, на которой брови стремятся вниз, и вы увидите, что выражение отвращения выглядит (смотрится) более цельно (завершенно), немного значительнее; однако различие между иллюстрациями не существенно.

Выражение лица, показнное на рисунке 24, может встречаться и когда субъект в действительности не испытывает отвращение, но использует символическую эмоцию (эмоциональный символ), что бы передать что-либо отвратительное.

К примеру, если Патрисия просто сказала, » Когда я ела в этом ресторане на прошлой неделе, я видела таракана,» она может запросто продемонстрировать одну из эмоциональных эмблем отвращения. Но она будет использовать выражение лица таким образом, что бы для окружающих стало очевидно, что в данный момент никакого отвращения она не испытывает.

Она может быстро наморщить нос, слегка дернуть вверх щеками и верхней губой; или же она может просто приподнять верхнюю губу без всякого наморщивания носа. Существует два информатора (подсказки) в пользу того , что эта эмоциональная эмблема скорее чем мимическое выражение эмоции—то, что Патрисия в действительности не испытывает эмоцию в данный момент и не имеет намерения убедить окружающих в реальности эмоции: это всего лишь частичное вовлечение мимики лица — либо наморщенный нос/приподнятые щеки/слегка вздернутая губа*, либо приподнятая губа/ненаморщенный нос*, но, вероятно, не то и другое одновременно. Так же, мимическое выражение является короткой вспышкой, которая длится не более секунды, когда как последнее (эмоциональная эмблема*) длится в течении нескольких секунд.

При выражении притворного (ложного) отвращения возможно, конечно, использовать полное мимическое выражение эмоциии, показанное на рис. 24, но оно будет удержано на лице неоправданно долгое время — воспроизводя выражение отвращения.

Хоть это и не является распространённым случаем, но некоторые люди будут использовать или наморщенный нос или слегка приподнятую верхнюю губу в качестве разговорного пунктуатора (знака препинания), акцентируя отдельные слова или предложения. Ранее мы упоминали, что некоторые люди используют в качастве разговорных (диалоговых) пунктуаторов быстро поднятые «удивлённые» брови или поспешно раскрытые «удивлённые» глаза (верхние веки приподнимаются).

Позже мы увидим, что брови, опущенные и сдвинутые к переносице, как при выражении гнева, являются другим разговорным пунктуатором, а брови, сдвинутые вместе и поднятые в гримасе печали являются ещё одним пунктуатором.

В любом случае, мимическая подвижность лица больше выполняет функцию жестикуляции руками, делая особое ударение на отдельном слове или фразе, акцентируя их. Мало что известно о том, почему некоторые люди используют мимику в качестве пунктуатора в дополнение или даже вместо жестикуляции. И так же немного известно по поводу того, используются ли «удивленные брови», наморщенный от отвращения нос или «печальные брови», и т.д. в качестве отдельных мимических пунктуаторов. — это может быть что угодно в психологическом отношении. Это могло бы отражаться в индивидуальности человека; или это могло бы быть результатом его невольного подражания кому-либо, например родителю, в детстве, когда он только начинал разговаривать; или возможно это определено нейронной анатомией.

изменения в интенсивности.

Отвращение может изменяться по интенсивности от небольшого до чрезвычайного.

В легком отвращении будет в меньшей степени наморщен нос, и подъем верхней губы будет так же менее явный, чем на рис. 24.

При более сильной степени отвращения, и наморщенный нос, и приподнятая верхняя губа будут более значительны, чем показано на рис. 24. Носогубные складки, морщинки, проходящие от крыльев носа к внешним уголкам губ, могут стать более явными и глубокими. При крайнем отвращении язык может выдаваться вперед и показываться во рту или фактически высовываться изо рта. (Рис. 61)

Выражение презрения.

Презрение показано вариантом мимики рта при отвращении, но с сомкнутыми губами. На рис. 25 показаны три выражения презрения. Джон изобразил односторонний «презрительный» рот, с легким поджиманием губ и приподнятым с одной стороны уголком рта.

Выражжение Патриссии на рис. 25 В по сути такое же, как и у Джона, за исключением того, что ее верхняя губа приподнялась с одной стороны, обнажая зубы. Это добавляет выражению пренебрежительный, насмешливый оттенок. Фото Патриссии на рис. 25С показывает легкую форму презрения, с едва заметным поднятием верхней губы с одной стороны лица. На рис. 26 поазана смесь признаков презрения и отвращения. Презрение выражается в подтянувшихся, чуть приподнятых уголках рта с поджатыми губами.

Это весьма схоже с мимикой Джона на рис. 25А, за исключением того, что выражение двустороннее, а не одностороннее, уголки губ Патриссии подтянуты (поджаты) с обеих сторон.

Намек на отвращение в лице Патриссии на рис. 26 исходит от слегка выдвинутой вперёд и направленной вверх нижней губы, и от чуть-чуть наморщенного носа. Сравните это с нижней губой Патриссии на рис. 24В и вы увидите разницу.

Смешанные выражения.

Отвращение может смешиваться с удивлением. Рис. 27 показывает полное мимическое выражение отвращения (27А), выражение удивления (27 Б) и смесь отвращения (27С)(нижня часть лица и нижние веки) и удивление (брови/лоб, верхние веки). Это выражение могло возникнуть, если Патриссия испытала отвращение из-за чего-либо неожиданного и удивление не успело еще полностью исчезнуть.

Чаще всего, выражение на рис. 27С в действительности не будет

Чаще всего, выражение на рис. 27С в действительности не будет

выражением смешанных чувств отвращения и удивления; скорее всего, удивленно вскинутые брови будут добавлены как эмоциональная эмблема, чтобы подчеркнуть отвращение. Вы способны представить себе, что на рис. 27А Патриссия произносит что-то похожее на «Ах», в то время как на комбинированной фотографии 27С она вполне могла бы сказать, «Господи, мерзость какая!»

Элементы отвращения и удивления комбинируются в совсем другое выражение, которое не является смесю двух значений (сообщений), но генерируют новое значение (сообщение).

На рис. 28 показаны брови/лоб — в эмоции удивления и нижняя часть лица, включая нижние веки — в эмоции отвращения. Выражение Патриссии также включает немного прикрытые верхние веки, а ее рот выражает смесь презрения и отвращения с рис. 26. Выражение Джона демонстрирует отвращение нижней частью лица такой мимикой, которая еще не была показана, при этом верхняя губа и щеки подняты, нос слегка наморщен, динамика движения нижней губы — вверх и немного вперед, а брови не опускаются.

Нижняя часть лица Джона в этом выражении является разновидностью нижней части лица Патриссии, показаной на рис. 23Б. Эти лица на рис. 28 выражают недоверие. Сравним этот рис. с рис. 5B, который показывает удивленные брови в сочетании с нейтральной мимикой, сообщавших вопросительное выражение.

При добавлении мимике рта гримассы отвращения, как на рис. 28, выражение меняется на неверие, недоверие, скептицизм. Часто, такое мимическое выражение сопровождается покачиванием головой. Отвращение так же может быть смешано со страхом.

На рис. 29 Джон показывает страх (29А), отвращение (29В), и смешанное чувство отвращения (нижняя часть лица и нижние веки) и страха (29С) (брови/лоб и верхние веки). Это сочетание обозначает боязнь чего-либо омерзительного. Более часто, отвращение смешивается с гневом. Это будет показано в следующей главе.

Смешанные чувства отвращение-счастье и отвращение-печаль будут показаны в главах, посвященных соответствующим эмоциям.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ГНЕВА.
6. Исследование отвращения.
ОБУСЛОВЛЕННОЕ ВКУСОВОЕ ОТВРАЩЕНИЕ
РАСПОЗНАВАНИЕ ОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕЗРЕНИЯ У САМИХ СЕБЯ
7.3. ОТВРАЩЕНИЕ (СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ПРЕСЫЩЕНИЯ)
ГЛАВА ОТВРАЩЕНИЕ и презрение
11.4. Объектные значения как внешние причины и как внешние цели: сравнительный анализ
РАСПОЗНАВАНИЕ ОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕЗРЕНИЯ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ
18.5. Внешняя привлекательность
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИИ
ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА
Добавить комментарий