ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ.

Устная и письменная речь могут выражаться в диалогической и монологической форме и поэтому являются формами внешней речи.

Еще одна разновидность речи — внутренняя речь. Как говорит само название, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входит в контакт с людьми.

Главным показателем внутренней речи является ее беззвучность, хотя она нередко проявляется в форме шепота, а иногда и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случаях большого напряжения мысли, которое сопровождается выразительными эмоциями.

Внутренняя речь отличается по своей структуре от внешней речи тем, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Вследствие этого она создает впечатления несвязности и непонятности. Нередко в предложении остается только подлежащее или сказуемое, являющиеся центром мысли, вокруг которой объединяются образы.

Возможность сокращения операций с мыслями, образами и словами во внутренней речи связанно с тем, что думающему человеку хорошо известно, о чем речь идет. Поэтому отпадает необходимость разворачивания мыслей для самого себя. Навык думать таким «сокращенным» способом имеет и свои минусы.

Нередко, мысль полностью понятна во внутренней речи, в ее упрощенной форме и синтаксической структуре, но оказывается далеко не такой понятной, когда необходимо «переводить» ее содержание другим людям: отдельные моменты мысли неясны, мысль не аргз’меятирована, логически непоследовательна.

Известны случаи, когда хорошо понятую мысль передать в связной речи устно или письменно невозможно.

Внутренняя речь возникла в процессе речевого общения людей в связи с усложнением заданий и содержания деятельности. Она порождена потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, очертить главные контуры, построить выражение, схему действий, перед тем, как реализовать их практически.

Внешняя или внутренняя речь человека находятся в тесной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах. Легкость и скорость таких переходов зависят от разных условий, а именно содержания, сложности и новизны мыслительной деятельности, языкового опыта и индивидуальных особенностей человека.

Речь у разных людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания мыслей.

Психоаналитическая трактовка речи.

Классический, и в особенности структурный психоанализ рассматривают речь субъекта как полную репрезентацию личности. Согласно новейшим постмодернистским представлениям о природе человека и специфике детерминации активности личности, функционирование последней в универсуме культуры есть непрерывный процесс производства дискурса. Дискурс как «речь, погруженная в жизнь», речь, рассматриваемая в совокупности с ее экстралингвистическими характеристиками, является коренным феноменом человеческого существования. Наиболее сильное влияние постмодернистские идеи об универсальной природе феноменов речи и языка оказали на европейские школы глубинной психологии.

Все формы активной жизнедеятельности индивида в обществе и культуре можно рассматривать как систему дискурсивных практик, к числу которых относятся, например, политика, религия, идеология, педагогика, право и т.д. Инсштуциализиро- ванные формы речевых практик составляют основу теоретического знания в любой области науки, а легитимирующий мета- дискурс в отношении своей истинности есть методология конкретной научной дисциплины. Семиотический принцип «жизнь как текст» все шире используется в практике современной психотерапии, а наиболее радикально этим положением в своей работе руководствуются Ж.Лакан, Ж.Делез, Ф.Гваттари. Ю. Кристева и другие представители европейской психологической мысли.

Ж.Лакан выделяя в психоаналитическом дискурсе субъекта два основных типа речи — речь полную и речь пустую. Автором полной речи является субъект бессознательного («Другой»), а содержание ее обусловлено вытесненными влечениями, психическими травмами и другими неосознаваемыми аспектами личностного функционирования, обусловившими невротическую симптоматику. Большую часть времени на психоаналитическом сеансе клиент заполняет пустой речью, маскирующей бессознательные корни его проблем, тогда как задача аналитика — уловить моменты полной речи и, тем самым, вступить в диалог с Другим. Работы Лакана положили начало лингвистической трактовке бессознательного, согласно которой последнее понимается как «та часть трансиндивидуального дискурса, которой не хватает субъекту для восстановления непрерывности своего сознательного дискурса». Это представление лежит в основе структурного психоанализа как психотерапевтического метода.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
3.4. Внутренний диалог и внутренняя речь
Внутренняя речь представляет собой набор рем
9.5. Oтличия и сходство внутренних целей и внутренних причин
5. ЯЗЫК И РЕЧЬ
Глава 13. Речь
РЕЧЬ.
СИНТЕЗИРУЕМАЯ РЕЧЬ
2.2.6. ЯЗЫК И РЕЧЬ
Речь
Глава 7. КОММУНИКАЦИЯ И РЕЧЬ
ГЛАВА 10. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Речь и общение
РЕЧЬ И ПОЛ.
Речь
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
РЕЧЬ И ГРАМОТНОСТЬ
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
ТЕЛЕГРАФНАЯ РЕЧЬ
Добавить комментарий