Внутриличностная (интраличностная) коммуникация

Как уже отмечалось, в рамках неклассического периода аутокоммуни-кация рассматривается как взаимодействие «элементов» личности. В работах К.Р. Роджерса, А.Г. Маслоу, Т. Шибутани функции «внутриличностной коммуникации» раскрываются через ее роль в обеспечении связности, согласованности и целостности личности на основе самоопределения и самоидентификации (Роджерс, 1993, 1994; Маслоу, 2004; Шибутани, 1998).

По К.Р. Роджерсу, внутриличностная коммуникация является способом достижения интегрированной «Я-концепции». В повседневной жизни человек играет множество различных социальных ролей. Для каждой значимой роли у него формируется образ себя в данной роли. Одни люди видят себя в разных ролях одним и тем же человеком, с теми же личностными свойствами, тогда как другие воспринимают себя в разных ролях по-разному.

К.Р. Роджерс говорит, что слишком высокая вариабельность «Я-концепции» неблагоприятна для психического здоровья, поскольку свидетельствует о фрагментарности и отсутствии единого «ядра Я». Согласно К.Р. Роджерсу, организм человека функционирует таким образом, чтобы сохранить конгруэнтность между разными образами себя, между «образами Я» и опытом. Психологические проблемы могут быть связаны с рассогласованностью «Я-концепции» в разных ролях. В этом смысле вну-триличностную коммуникацию можно трактовать как средство достижения конгруэнтности между разными образами «Я» (Роджерс, 1993, 1994).

Однако определенная вариабельность «Я-концепции» необходима, поскольку она обеспечивает для каждой роли специфическое самосознание — это позволяет человеку гибко реагировать и приспосабливаться к различным ролевым требованиям. И здесь снова необходима внутриличностная коммуникация. По К.Р. Роджерсу, она необходима человеку для восстановления психологического комфорта, ощущения постоянства своей личности: в ее ходе человек может выстраивать иерархию ролей, осознавая при этом характеристики, всегда присутствующие в нем независимо от изменчивых ролей.

Аналогичное представление обнаруживается в работах Т. Шибу-тани, который определяет интеграцию множества «Я-образов» в единую «Я-концепцию» как основную функцию внутриличностной коммуникации. Он отмечает, что в обществе, где нормы составляющих его групп часто не согласуются, человеку сложно интегрировать различные «Я-образы» в единую концепцию. В жизни человек одновременно играет множество ролей, в том числе и несовместимых. Он действует по-разному в каждой ситуации, и всякий раз у него возникают различные «Я-образы». Когда различия слишком велики, человек страдает от внутренних конфликтов, что иногда может приводить к «распаду» личности. Поэтому внутриличностная коммуникация необходима для интеграции «Я-концепции» и обеспечения непрерывности опыта человека. Т. Шибу-тани отмечает, что в ходе ее человек способен смотреть на себя со стороны, выходить за пределы частных позиций всех групп, в которые он вовлечен.

Именно благодаря внутриличностной коммуникации возможны осознание опыта, повышение самосензитивности и самопонимания. Если человек не видит то, что в нем происходит, не воспринимает этого из-за собственной защитной реакции, не дающей возможности осознать свои чувства, происходит так называемая «неудача». Только воспринимающий и понимающий себя человек способен эффективно общаться с другими.

А.Г. Маслоу (2004) подчеркивает роль внутриличностной коммуникации в аутотерапии. Он указывает на следующую связь внешней и внутренней коммуникации: трудности межличностного взаимодействия являются продуктом коммуникативных барьеров, существующих внутри личности.

«Расколы внутри личности», вызванные, например, борьбой между индивидуальными запросами и требованиями общества, искажают коммуникацию человека с миром. Поэтому для улучшения коммуникации с миром необходимо освобождение личности от «войны» между ее частями, повышение ее цельности. Если человек хочет сблизиться с какой-то сферой внешнего мира, ему необходимо сблизиться с той ее частью, которая находится внутри него самого. По мере того, как человек становится более цельным, увеличивается и его способность «слиться в гармонии с миром». Причем исследователь подчеркивает необходимость осмысленной аутокоммуникации: человек способен привести множество «внутренних личностей» в гармоничное неделимое единство, интегрируя их именно под контролем сознания. Если человек поймет, чего ему не хватает, каковы его фундаментальные желания, если научится распознавать симптомы, указывающие на неудовлетворенность этих желаний, он получит возможность сознательного восполнения этой неудовлетворенности. Для А.Г. Маслоу очевидно, что осмысленный поиск эффективнее бессознательных попыток восполнения дефицита.

Идея диссоциации личности на различные элементы особенно четко обнаруживается при анализе терапевтических работ. Психотерапевтический контекст изучения аутокоммуникации включает феномены саморегуляции, воображаемого компаньона, множественной личности. В практиках психосинтеза, психоанализа, аналитической психологии, транс-актного анализа, гештальттерапии и нейролингвистического программирования существует предположение, что психологическое благополучие человека определяется особенностями его аутокоммуникации: то, как он существует «в ладах с самим собой», напрямую связано с характером его внутреннего диалога. При этом отмечается отсутствие принципиального отличия аутокоммуникации от обычного общения с собеседником.

В гештальттерапии (Визгина, 1987; Перлз, 1993), трансактном анализе (Берн, 1994), когнитивной психотерапии (Бек, 2002), интерактивной психо-терапиивИСС(Россохин,1995)описаныкакконфликтные,такипозитивные, приводящие к разрешению внутреннего конфликта формы внутреннего диалога. Описываются стадии развертывания внутреннего диалога, предлагаются техники его актуализации (Ассаджиоли, 1997; Руффлер, 1998).

Основное внимание терапевтического воздействия в гештальттера-пии и других практиках уделяется развертыванию скрытых, в неполной мере осознанных внутренних диалогов. Как отмечают представители указанных выше терапевтических подходов, такое осознание само по себе в некоторых случаях может способствовать разрешению внутреннего конфликта. В данном контексте основная роль аутокоммуникации заключается в установлении психического равновесия, снятии стрессовых состояний за счет разрешения внутренних конфликтов (Гримак, 1991).

Помимо идеи взаимодействия, важной является и идея становления, обнаруживаемая в работах К.Р. Роджерса и А.Г. Маслоу. Они считают, что человек по своей природе — активное, творческое существо, способное к самосозиданию и саморазвитию: у него есть не только прошлое, но и будущее. Поэтому психология не должна ограничиваться изучением сложившихся форм поведения. И поэтому особенно актуальным представляется исследование аутокоммуникации как процесса общения «себя сложившегося» с «собой становящимся», помогающего удерживать целостность человека в условиях саморазвития, в условиях постоянного «несовпадения с самим собой» (Бахтин, 1997).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
4. ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СТАГНАЦИЯ
Приложение 2 Методики исследования внутриличностного конфликта
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И КОНФЛИКТЫ
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ – СТАГНАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОМ И ВНУТРИЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ У БОЛЬНЫХ НЕВРОЗАМИ И АЛКОГОЛИЗМОМ
Д. САМОПРЕОБРАЗОВАНИЕ – ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СТАГНАЦИЯ.
3.3. КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
ГРЕБЕНЬ Н.Ф. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТИ ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ
СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
3.2. МОТИВАЦИОННО-ПОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
3.5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО
3.1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
Немыкина Т.Н., Будникова О.Я. внутриличностныЕ противоречиЯ У первоклассников И адаптациЯ к школе
ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА.
Шакирова Гульшат Фиразовна ОТЕЧЕСТВЕНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
4. ЭНТРОПИЯ – НЕГЭНТРОПИЯ В СОЦИАЛЬНОМ И ВНУТРИЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Добавить комментарий