К ВОПРОСУ ОБ АУДИАЛЬНОМ ПЕРЦЕПТИВНОМ ОБРАЗЕ

Беломестнова Н.В., Адмакина Т.А.

(Санкт-Петербург)

В общей психологии все свойства перцепта и закономерности перцептивной деятельности рассматриваются на примерах зрительного анализатора, или в визуальной модальности. Тогда как данные о слуховом, аудиальном перцепте отсутствуют. Только в теории Л.М. Веккера выстраивается темпоральная ось перцепта и имеются общие наметки относительно проблемы образа восприятия в слуховой модальности, а в качестве такого перцепта предлагается слово. Так существует ли ауди- альный перцепт? Какие примеры такого перцепта мы можем привести, а затем экспериментально исследовать?

Можно ли взять за такой образ восприятия отдельный звук? Но звук вполне соответствует определению сенсорного образа, отражающего отдельное свойство среды. Значит, надо искать такие феномены звуковой среды, которые подходили бы под дефиницию перцепта. Следовало бы учесть и известные свойства перцептивного образа (в концепции Веккера именуемые «вторичными», специфицирующими образ данного уровня): предметность, целостность, константность, обобщенность (ка- тегориальность), селективность, апперцептивность, культуроспецифич- ность (историчность). Ранее мы применяли такой методологический прием при решении вопроса о количестве видов чувств человека, обосновывая идею, что если сенсорных модальностей у человека одиннадцать или более, то перцептивных модальностей у человека только три — визуальная, аудиальная и кинестетическая.

Можно предположить, что кроме слова под такие перцептивные свойства попадают лейтмотив, аккорд, ритмическая структура музыкального образа.

В самом деле, лейтмотив выделен из фона, т. е. звуковой среды, как единая целостная структура (предметность), где выпадение одного или нескольких элементов не нарушит единого звучания (целостность). Он не меняется и узнается даже при изменении октавы или тональности (константность), испытывает влияние эмоций, желания услышать знакомый мотив в малоструктурированном шуме (селективность и апперцептив- ность), культуроспецифичен (в разных культурах приняты разные мелодические гармоники, которые подвержены историческому развитию).

Аккорд явно целостен (выпадение из трезвучия среднего звука все же позволит опознать квинту, терцию или октаву, хотя полнота звучания пострадает).

Константность его также очевидна, как и в лейтмотиве (не нарушается его характер при исполнении на разных октавах). Предметность аккорда несколько спорна, а селективность, апперцептивность и историчность совсем сомнительны, поскольку консонантность его звучания определяется физикой звука (Пифагор) и физиологией слуха (Г. Гельмгольц).

Ритм предметен, так как при привычности устойчивых ритмических структур (музыкальные ритмы и размеры, стихотворные размеры и ритмы — явная апперцептивность и историчность) даже случайное их возникновение в шуме выделяет их из фона. Он обладает определенной целостностью. Как известно, в поэтике выпадение икта (ударно- безударного сочетания) в стихотворной строке не только не нарушает размерность стиха, но и дает эстетические эффекты. Но константность ритма спорна.

В слове перцептивные свойства соблюдаются в более явной форме, чем в музыкальных единицах.

Возможно, не все перцептивные свойства, описанные на визуальном образе восприятия, могут соблюдаться в аудиальном перцепте (или не на всех его видах) из-за его одномерности (зрительный перцепт двух-трехмерен). Тогда придется выделять облигатные перцептивные свойства и факультативные, уточняя заодно и сам список этих свойств (сейчас он очень сильно варьирует в разных учебниках по общей психологии).

Не исключено, что в полноте соблюдения всех перцептивных свойств аудиального перцепта есть и эволюционно-генетические закономерности. Например, ритм является старейшим музыкальным явлением в филогенезе (ноогенезе), как полагают очень многие исследователи (А.А. Формозов, С.Н. Бибиков, И.И. Ашмарин). Ритмико-ударные инструменты, как известно, в археологии появились ранее тональных, резонаторных. В онтогенезе чувство ритма также созревает раньше остальных музыкально- звуковых феноменов (Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова), а чувство гармонии появляется позже чувства ритма как в ноогенезе (В.Б. Иорданский), так и в онтогенезе (Л.А. Ильина).

Таким образом, в аудиальной модальности (слуховом анализаторе) понятие перцепта не теряет смысла, хотя и требует своей более тщательной методологической разработки и экспериментального исследования, чем это было сделано гештальтистами для визуального образа восприятия.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА
АУДИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ
АНАЛИЗ АУДИАЛЬНОЙ СЦЕНЫ
ПЕРЦЕПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЕРЦЕПТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ
УСТАЛОСТЬ СЛУХА И АУДИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
Соболева М.А. К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВТОРИЧНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА
СРАВНИТЕЛЬНАЯ АНАТОМИЯ АУДИАЛЬНЫХ СТРУКТУР
ГЛАВА ПАТТЕРН АУДИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ: ЗВУК КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Влияние продолжительности звучания аудиального стимула на его восприятие
Бугрименко А.Г. СООТНОШЕНИЕ СЛОЖНОСТИ ОБРАЗА Я И ЕГО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОТ ОБРАЗА ДРУГОГО
Образ тела девушек в связи с эталонным образом, транслируемым посредством СМИ
Величева Д. И. ВЛИЯНИЕ СОВМЕСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА НА ОБРАЗ СЕБЯ И ОБРАЗ ДРУГОГО
9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы
МЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ И ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЕ.
ФЕНОМЕНЫ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Добавить комментарий