ВОРОНОВА Л.В. ФЕНОМЕН ТЕРРОРИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ З.ФРЕЙДА

Терроризм представляет собой одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающее все более угрожающие масштабы. Его проявления влекут массовые человеческие жертвы, разрушение материальных и духовных ценностей; он порождает недоверие и ненависть между социальными и национальными группами. Для многих людей, групп и организаций терроризм стал лишь просто способом решения их проблем – политических, национальных, религиозных и т.д.; эффективным оружием устрашения и уничтожения противника.

Феномен терроризма можно попытаться рассмотреть через призму психоаналитической теории. По мнению З.Фрейда, каждый организм стремится снизить нервное возбуждение до минимума. Смерть полностью снимает всякое внутреннее напряжение, и, таким образом, все органические формы жизни стремятся к смерти. Однако стремление к полному внутреннему спокойствию сталкивается с противоположной силой, инстинктом жизни. По словам Фрейда, «задача либидо обезвре дить разрушительный инстинкт, и оно выполняет свою задачу, отвлекая этот инстинкт наружу, в направлении объектов окружающего мира».

Исходя из положений данной теории, можно попытаться понять, почему террорист прибегает к агрессивным действиям в отношении своих жертв. Для террористов характерен инстинкт влечения к смерти (танатос), который сталкивается с инстинктом жизни (либидо). Либидо отвлекает террориста от смерти и проявляется в агрессивном поведении (мортидо) – разрушение объектов и устрашение окружающих людей. Подобным способом он пытается снять внутреннее напряжение. Такое поведение может быть вызвано – невозможностью решить проблемы: политические, национальные, религиозные и др., иным способом или незнание других способов поведения, кроме насильственных. Агрессивное поведение может уходить корнями в детство, когда человек подвергался насилию, унижению со стороны родителей или сверстников.

Кроме того, некоторые террористы, особенно террористы–самоубийцы, – это люди с очень высоким уровнем тревожности, и они постоянно, иногда на бессознательном уровне, пытаются найти источник своей тревоги, и находят его в инстинкте смерти. Своей гибелью они, с одной стороны, пытаются устрашить общество, отдельные социальные группы или отдельных людей, с другой стороны, обессмертить себя и преодолеть страх смерти.

Террористы также стремятся к манифестации, огласке своих действий, чтобы заявить о себе, самоутвердиться таким способом. Смерть становится не только действенным средством для самоутверждения, но и для признания террориста как значимой личности в ходе исторических событий.

Преодоление инстинкта страха смерти возможно не только через стремление к собственной смерти, но и через приближение к смерти других людей, т.е. через убийство жертв террористических актов, когда террорист видит состояние человека, ожидающего конца жизненного пути, и когда он как «судья» решает человеческую судьбу. Он делает смерть своим фетишем, поскольку террористический акт должен внушать страх и ужас.

Стремление к смерти связано и с религиозным фанатизмом, когда человек убежден в обладании высшей истины, уникальным рецептом «спасения» своего народа и даже человечества. У него возникает желание приобщить к этой истине других людей и уничтожить несогласных любой ценой. Террористы, отстаивая догмы своей религии и пытаясь приобщить к ней других, прибегают к такому эффективному способу воздействия на сознание людей, как смерть. Убежденность в истинности положений религии в данном случае превосходит страх смерти.

Таким образом, подход к пониманию терроризма, а в большей степени поведению личности террориста, на основе психоаналитической теории З.Фрейда позволяет по–другому взглянуть на этот феномен: во–первых, удовлетворение инстинкта смерти возможно через агрессивное поведение – разрушение и уничтожение; во–вторых, террорист–самоубийца с высоким уровнем тревожности находит источник тревоги в инстинкте смерти и преодолевает его своей смертью; в–третьих, преодоление инстинкта смерти возможно через смерть других людей, а также своей собственной смерти посредством религиозного фанатизма. Вскрытие глубинных механизмов подобного поведения, возможно, позволит разработать методы и средства борьбы с терроризмом, его профилактикой и снижением человеческих жертв до минимума

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ШТЕПА Е.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ–ПСИХОЛОГОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ
Научное значение работы Фрейда «Три очерка по теории сексуальности»
Маркова С.В. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ ПСИХИКИ КАК ФЕНОМЕН КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мкрытычян Арег Артавазович «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ТЕРРОРИЗМУ В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ»
АДАПТАЦИЯ К ИСКАЖЕНИЯМ, СОЗДАВАЕМЫМ ПРИЗМОЙ
Воронова М.Л., Саукина Ю.К. ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
ГРАЖДАНСКИЙ КОНТЕКСТ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СОЦИУМА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Зигмунд Фрейд
ФРЕЙД: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ОБЗОР ВКЛАДА ФРЕЙДА В РАЗВИТИЕ НАУКИ.
О чем догадывался еще Фрейд
Добавить комментарий