ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ АККОРДОВ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ

Слушание музыки сегодня носит массовый и повсеместный характер и не всегда соответствует реальным потребностям, поэтому необходимо исследовать закономерности восприятия и механизмы ее воздействия на человека. Музыка — это художественное отражение действительности в звучании. Темп, звучность, тембры, интервалы, диссонансы и консонансы, ритм, лад — эти составные части музыки программны и действуют каждый определенным образом (В. Гаврилин). Установлена избирательность и вариативность восприятия музыки в зависимости от возраста, образования, музыкального опыта, индивидуально-психологических особенностей и эмоционального состояния личности. В восприятии му-зыки участвуют 2 фактора: прямой (строй произведения, его содержание) и косвенный (ассоциации, вызванные произведением, зависящие от интересов и жизненного опыта) (Е. П. Крупник). Музыкальные звучания выступают как «включатели» эмоциональных ассоциаций (В. А. Гуменюк, Я. С. Семенов, К. В. Судаков). Ассоциация — это индивидуальный способ обработки информации (И. Л. Савранский). Из них человек сам конструирует смысл произведения искусства (Л. С. Выготский). Музыкальные ассоциации образны, представляют связные сюжеты, яркие картинки, демонстрирует состояние человека. Содержание их раскрывает силу и качество переживания музыки. По содержанию их можно разделить на 4 группы, представленные описанием: собственных эмоций, состояний; характера, настроения музыки; динамичного сюжета с действующими героями; отдельных образов предметов, природных явлений (И. А. Дергаева; Л. Н. Нагибина). Можно выделить зрительный, эмоционально-волевой, двигательный, слуховой и органический типы восприятия (С. Беляева-Экземплярская). Движения как непосредственная реакция на музыку играют особую роль в процессе активного музыкального восприятия. Музыка — искусство слухомоторных впечатлений (Б. Асафьев). Музыка — это упорядоченное проявления звуков. Весь мир имеет звучащую природу. Все вещи из вибраций и имеют скрытый внутри звук; и человек сформирован из вибраций, живет и движется в них, поэтому он так привязан к звуку (Инайят Хан).

Наше исследование выявило некоторые ассоциации, возникающие у молодых людей 19–21 года при прослушивании музыкальных аккордов. Известно, что до мажор аккорд звучит строго, приятно, торжест-венно, гармонично; до минор аккорд — строго, приятно и грустно.

Мажорный доминантсептаккорд звучит резко и неустойчиво; малый вводный относится к семейству септаккордов, построенных вопреки законам музыки, по математическому расчету. Звучат они странно и в минорной тональности кажутся просто трагическими. После прослушивания аккордов необходимо было ответить на вопросы о том, какие образы возникли, с каким цветом ассоциируется аккорд, какую ситуацию напомнил, какие эмоции вызывал, какое движение захотелось совершить после его прослушивания. Оказалось, что стандартный мажорный аккорд ассоциируется, как правило, с рассветом, пробуждением, стимулирует активные действия (повернуть плечи, посмотреть вверх), вызывает позитивные эмоции, реже — спокойствие и грусть. В основном, называли желтый и оранжевый цвета. Стандартный минорный аккорд вызывал у всех участников грусть, тоску, печаль, а в остальном — очень противоречивые и неоднозначные реакции и ассоциации. В частности, желаемое движение — от «спать» до активных «прогуляться». Мажорный доминантсептаккорд ассоциировался с приключениями, общением и прогулками с друзьями, вызывал возбуждение, радость, задор, оценивался желтым и красным цветами и побуждал к активным движениям (танцевать, кружиться, улыбаться). При восприятии вводного минорного септаккорда у слушателей возникали «неопределенные» образы (неопределенность, ожидание, игра в рулетку), отрицательные эмоции (грусть, страх, тревога) и желание спрятаться, уснуть и пр. При этом они называли совершенно разнообразные цвета.

Таким образом, нестандартные аккорды, в отличие от стандартных, вызывают более сильные эмоции, разнообразные по содержанию ассоциации, более конкретные движения.

В то же время восприятие мажорных аккордов отличается от восприятия минорных. Первые ассоцииру-ются с активностью, желто-красным спектром цветов, вызывают положительные эмоции; вторые вызывают отрицательные эмоции и неопределенность в отношении остальных ассоциаций.

Наши результаты отражают восприятие музыкальный созвучий, однако они носят описательный харак-тер. Более детальный анализ данных позволит выявить опосредованность музыкальных ассоциаций принадлежностью к полу, личностными особенностями.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ВОСПРИЯТИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ СЛЕПЫМИ ЛЮДЬМИ
Типы восприятия людьми друг друга
ВОСПРИЯТИЕ ИЛЛЮЗОРНЫХ, ДВОЙСТВЕННЫХ И ПОДПОРОГОВЫХ ОБЪЕКТОВ ЛЮДЬМИ В РАЗЛИЧНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ
Кравчик К. Б. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ
Р. Ф. Сулейманов ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДОШКОЛЬНИКОВ
СИМУЛЬТАННОСТЬ И СУКЦЕССИВНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ.
СТРАХ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В ГРУППЕ
Бахтин В.В. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Тупоногова Н.Б., Борисова С.Н. ОТНОШЕНИЕ К МУЗЫКЕ:МУЗЫКАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Поведение, затрудняющее общение с другими людьми
С. В. Васильева МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ (МОТИВАЦИОННО-АФФЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ)
Адмакина Т.А. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЦ С МУЗЫКАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Толчинская Е.А. Музыкальная коррекция состояния беременных женщин
Семынина Е.В. СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Толчинская Е.А. Музыкальная терапия беременных женщин и младенцев
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭМОЦИЙ КАК СРЕДСТВА МАНИПУЛИРОВАНИЯ ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.
Т.Б. Юшачкова ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОНИМАНИИ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
коррекция умственно отсталых детей музыкальным воздействием
Добавить комментарий