ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

Мы рассмотрели целый ряд психоакустических принципов, процессов и фактов, преимущественно имеющих отношение к восприятию относительно простых звуков, генерируемых в лабораторных условиях. Однако человек способен и к уникальному восприятию последовательности звуков разной частоты, интенсивности, сложности и продолжительности. Речь идет о восприятии музыки.

Музыка — и это необходимо подчеркнуть в самом начале — совершенно особая и сложная форма аудиальной информации. Охарактеризовать последовательность музыкальных тонов исключительно с точки зрения их физических свойств и параметров и создать представление об их сочетании как о музыке — отнюдь не одно и то же. Во-первых, мы воспринимаем музыку как нечто гораздо большее, чем ряд отдельных звуков; эти звуки психологически интегрированы и воспринимаются нами как хорошо оформленные, организованные и когерентные паттерны, в которых мы узнаем музыкальные фразы, или мелодии. Мелодический паттерн может произвести столь сильное впечатление и вызывать такое восхищение, что нередко после однократного прослушивания мы не только узнаём его, но даже можем воспроизвести его по памяти. Более того, в отличие от восприятия традиционно окружающих нас звуков восприятие музыки превращает нас в активных слушателей, оно вызывает к жизни разнообразные сложные процессы, связанные отчасти с предшествующим музыкальным опытом, личными эстетическими вкусами и ожиданиями, а также с когнитивными и эмоциональными ассоциациями (Boltz, 1993; Schmuckler, 1997).

Чем музыка отличается от набора звуков с разными физическими характеристиками? Ответ на этот вопрос лежит в организованном характере стимуляции — в связи между отдельными тонами, или в их контексте. Нашим целям соответствует определение музыки как последовательности взаимосвязанных тонов, образующих когерентный, ритмичный паттерн — мелодию. Иными словами, музыка — это организованное особым образом воздействие на психику человека, являющееся результатом контекста, в котором возникают отдельные звуки.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
Логинова М. В. РАЗВИТИе ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ КАК ИНСТРУМЕНТ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПАРАМЕТРЫ МУЗЫКИ
ЦВЕТОВАЯ СИНЕСТЕЗИЯ И МУЗЫКА
Активная работа с образами музыки включает:
8. Роль цвета и музыки в эстетизации производства
ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКИ (PSYCHOLOGY OF MUSIC)
Исцеляющие возможности музыки
Бианки В.А., Шаронова П.А. ВЛИЯНИЕ РИТМА МУЗЫКИ НА ВНИМАНИЕ СТУДЕНТОВ
Тупоногова Н.Б., Борисова С.Н. ОТНОШЕНИЕ К МУЗЫКЕ:МУЗЫКАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ДЛЯ ВЫЗОВА ЭМОЦИЙ.
К. С. Харлова, Н. Н. Рождественская РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА ИЗ ОПЕРЕТТ И. ШТРАУСА, И. КАЛЬМАНА, Ф. ЛЕГАРА
Околот М. В. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ОБУЧЕННОСТИ В ОБЛАСТИ МУЗЫКИ
ИНТОНАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ – МУЗЫКИ И РЕЧИ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Добавить комментарий