ВОСПРИЯТИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ТОНОВ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ: МЕЛОДИИ

Гештальтистские факторы группирования. Несмотря на то что музыка — это упорядоченная согласованность тонов, следующих друг за другом во времени, как правило, мы не слышим отдельных звуков. Вместо них мы слышим образованные имй отдельные, отличные от других сочетания звуков, обладающие мелодической структурой. Складывается такое впечатление, что в основе восприятия мелодий лежат как некоторые глобальные свойства сочетания тонов, так и организационные тенденции слушателя, структурно аналогичные гештальтистским факторам группирования, которые характерны для визуального восприятия формы и паттерна и описаны в главе 7 (Deliege, 1987; Deutsch, 1982; Sloboda, 1985). Мы расскажем лишь о некоторых из этих базовых факторов, определяющих восприятие музыки, но и они наглядно иллюстрируют то, что слушатель находится во власти гешталь- тистского подхода к восприятию музыки.

Фактор близости. В соответствии с гештальтистским фактором близости для элементов, расположенных близко друг к другу во времени или в пространстве, характерна тенденция быть объединенными, или сгруппированными. Применительно к музыке это означает, что для звуков, быстро следующих один за другим и потому производящих впечатление близко расположенных друг к другу во времени (термин «близко» в данном случае означает, что звуки следует непосредственно один за другим), характерна тенденция быть воспринятыми как часть одной и той же музыкальной фразы (Monahan et al., 1987).

Фактор сходства. Гештальтистский фактор сходства тоже применим к восприятию музыки, которая по своей природе организована. Идентичные по высоте звуки воспринимаются как связанные воедино, т. е. как образующие единую перцептивную группу в определенном музыкальном контексте. Так, когда одновременно звучат несколько различных нот какого-либо короткого музыкального пассажа, слушатель склонен воспринимать звуки одинаковой высоты как единый элемент мелодии.

Фактор «общей судьбыКогда соседствующие друг с другом звуки какой-либо музыкальной фразы объединяются таким образом, что паттерн высоты изменяется, например, когда они вместе становятся выше или ниже или когда они вызывают изменение паттерна интенсивности (одновременно смолкают или начинают звучать), они воспринимаются как группа или как часть единой музыкальной фразы. Иными словами, если два или более компонентов сложного музыкального пассажа претерпевают одни и те же изменения в одно и то же время, они группируются и воспринимаются как единый элемент. Описанная ситуация является примером проявления гештальтистского фактора «общей судьбы», который применительно к визуальному восприятию означает, что идентичные элементы, которые движутся вместе в одном направлении, воспринимаются как часть одной и той же перцептивной единицы.

Фактор замкнутости. Такие психологически связанные между собой звуки, как музыка или разговор, генерируемые постоянным источником, часто прерываются и на короткое время заглушаются, или маскируются, другими звуками. Однако даже при возникновении интенсивной помехи слушатель, как правило, продолжает слышать музыку. Например, когда мы слушаем музыку в едущем автомобиле, в нее постоянно вторгаются шум мотора и уличный шум, но мы практически не осознаем никаких «провалов» в ее звучании. Вспомните, что в главе 7 мы уже говорили о тенденции перцептивно «заполнять пробелы» и воспринимать физически неполные последовательности как продолжающиеся и что эта тенденция называется фактором замкнутости.

Сочетание «фигура—фон». В восприятии музыки проявляются и закономерности, свойственные восприятию сочетания «фигура—фон». Мы склонны воспринимать доминирующую компоненту музыкального пассажа как мелодию (фигура), а аккомпанемент — как фон. Более того, обычно в данный момент времени в качестве фигуры воспринимается только одна мелодия.

Следовательно, слушатель проявляет тенденцию к группированию наиболее заметных нот музыкального пассажа таким образом, что они воспринимаются им как фигура, отличная от остального музыкального фона.

Константность восприятия мелодий. Мелодии, исполненные в различных музыкальных ключах, а также на другом музыкальном инструменте или даже разными голосами, сохраняют некоторые неизменные характеристики и продолжают звучать так же или очень похоже. Мелодии сохраняют свою перцептивную идентичность даже если подвергаются системным изменениям, например в тех случаях, когда сочетания нот транспонируются в другую тональность (т. е. смещаются вверх или вниз на октаву), благодаря чему связь между тонами разной высоты, звучащими последовательно и образующими мелодию, остается неизменной. Слушая музыку, человек обращает больше внимания на связи между звуками разной высоты, чем на абсолютную высоту отдельных звуков. Этим подчеркивается тот факт, что восприятие мелодий основано не на последовательном восприятии ряда отдельных звуков, а на восприятии неизменных, глобальных связей между ними. В этом смысле восприятие музыки — это определенная форма проявления константности восприятия, имеющая много общего с феноменом константности, свойственным визуальной системе.

К числу важных для восприятия мелодии глобальных свойств и связей от-

носятся интервалы между отдельными звуками (spacing) и порядок следования изменений высоты соседствующих друг с другом звуков — ее подъемы и падения (Boltz, 1998d). Именно этот уникальный глобальный паттерн частотных пиков и подошв, своего рода музыкальный контур, и характеризует мелодию (Deutscfe, 1986; Dowling, 1978). На самом деле слушатель, воспринимающий мелодию, скорее всего реагирует на это ее определяющее свойство (Schmuckler, 1999). Интерес* но отметить следующее: результаты изучения активного восприятия музыки с ис* пользованием методов визуализации мозга свидетельсвуют о том, что характерная особенность мелодий — музыкальный контур — вызывает специфический паттерн нейронной активности, отличный от того, который соответствует восприятию не* мелодичной последовательности звуков (Elbert & Keil, 2000; Patel & Ralaban,20G0).

Ритмическая организация. На восприятие музыки большое влияние оказывает и скорость предъявления отдельных звуков, различные временные зависимости между отдельными звуками, в том числе и их продолжительность. Большинство музыкальных произведений имеют присущие им временные свойства, например, ритм, от которого во многом зависит восприятие слушателем группы звуков как некой перцептивной единицы. Изменяя скорость предъявления звуков и используя ритмическую близость {temporalproximity), можно легко влиять на их перцептивное группирование. Как было сказано выше применительно к гештальтиет- скому фактору близости, соседствующие во времени музыкальные звуки вослрй* нимаются как элементы одной и той же перцептивной единицы. Следовательно, ритмически подчеркивая последовательность звуков, например делая остановки между группами звуков, можно существенно влиять на их перцептивную организацию и даже на восприятие мелодии определенного музыкального отрывка (Jones, 1987). Иными словами, паузы между группами звуков могут спонтанно и суще^ ственно изменять ритмическую структуру и благодря этому влиять на восприятие отдельных музыкальных фрагментов, отличных от других фрагментов данного пассажа (Bigand, 1977), что, в свою очередь, может сказываться на восприятии всего контура и мелодии. В принципе ритмическая организация может рассматриваться как аудиальный эквивалент гештальтистского фактора группирования, основанного на близости элементов, хотя в данном случае речь идет о приложении этого фактора к временной близости музыкальных единиц (Monahan et al., 1987; Povel & Essens, 1985).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ВЫСОТА И ИНТЕНСИВНОСТЬ
ВЫСОТА
ВЫСОТА ЗВУКА.
Эквивалентность октав, высота тона и тональный хроматизм.
6.2.5. ВЫСОТА ЗВУКА
ОГРАНИЧЕНИЯ ВЫСОТЫ РАБОЧЕГО ВЕРСТАКА, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛОЖЕНИЕМ ТУЛОВИЩА
24.7. СВЕДЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАЦИЙ НАД НЕЧЕТКИМИ МНОЖЕСТВАМИ К ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАЦИЙ НАД СЛУЧАЙНЫМИ МНОЖЕСТВАМИ
РОГОВКИНА Н.М. ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ШКОЛЬНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ
ЛИТВИНОВА Е.В., ХОРОШИХ В.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЦ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ САМОМОНИТОРИНГА
О. В. Барсукова, И.С. Викторчик МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ САМООЦЕНКОЙ ЧЕСТОЛЮБИЯ
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С УЧАЩИМИСЯ С РАЗНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ У ВЗРОСЛЫХ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА
Щеголева С.В. Личностные особенности подростков с разной степенью ин-тегрированности
ОДИН ПРОВАЛИЛСЯ — ДРУГОЙ ПРЕУСПЕЛ: ИХ МОТИВАЦИЯ БЫЛА РАЗНОЙ
4.3.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАТРУДНЕНИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН С РАЗНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ ТРУДОУСТРОЙСТВА.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСО-БЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ЮВЕНИЛЬНОСТИ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
Махароблидзе Анна Валикоевна ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ САМООЦЕНКОЙ
Баянова Л. Ф. Галеев Д. Р. Массаров Б. Н. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ПРИ РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
5.3.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАТРУДНЕНИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН С РАЗНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК
Добавить комментарий