ВОСПРИЯТИЕ СОЧЕТАНИЯ «ФИГУРА—ФОН»

Восприятие находящейся перед вами книги как совершенно определенного, завершенного предмета, отдельного от стола или парты, на которой он лежит, является в известной мере выдающимся достижением. Как отмечали Рок и Палмер, световые лучи, «отражающиеся от разных частей одного и того же предмета, похожи друг на друга не более, чем лучи, отражающиеся от двух разных предметов» (Rock & Palmer, 1990, p. 85). Несмотря на это, когда мы смотрим на мир, наше восприятие немедленно отделяет предметы от их фона.

Как соотносятся видимые предметы и фон, на котором они выступают, и почему мы быстро и без усилий отличаем их друг от друга? Отчасти ответ на этот вопрос основан на том, что зачастую фигуры и фон физически отличаются друг от друга, а, как отмечалось в главе 6, нам свойственна перцептивная тенденция подчеркивать физические различия объектов, находящихся в поле нашего зрения. Помимо этой нам также свойственна и тенденция перцептивно делить поле зрения и воспринимать его по частям, т. е. в виде отдельных, отличных друг от друга участков. Фундаментальной основой нашего вйдения мира как совокупности физически не связанных друг с другом объектов и поверхностей является то, что некоторые детали визуальной картины выделяются на фоне других ее деталей Как писал в 1915 г. датский психолог Эдгар Рубин, «часть, которая воспринимается как чет-

2. Как правило, центральный квадрат воспринимается как

2. Как правило, центральный квадрат воспринимается как

фигура, хотя рисунок, образованный параллельными друг другу диагоналями, может восприниматься как альтернативное сочетание фигуры и фона. (Источник. Lawson et al., 1977)

ко очерченная форма, называется фигурой, а остальное — фоном» (Rubin, 1915/ 1958). В самом простом случае, когда в поле зрения находятся только два разных участка, как правило, у одного из них больше шансов оказаться фигурой (обычно он ближе к наблюдателю), а второй воспринимается наблюдателем как фон (рис. 7.1).

Функционально в восприятии сочетания фигура—фон проявляется тенденция воспринимать части визуального образа как цельные, хорошо очерченные предметы, выделяющиеся на своем фоне. С эволюционной точки зрения появление способности различать фигуру и фон вполне оправданно. Наша зрительная система приспособлена для восприятия объемных предметов реального мира, для восприятия различных объектов, выделяющихся и на фоне друг друга, и на общем для них фоне, а не для восприятия и объектов, и фона в виде двухмерных плоских поверхностей, какими они предстают на фотографиях или на чертежах (или на рисунках в этой книге).

Восприятие трехмерных форм на основании фотографий и чертежей есть на самом деле иллюзия, в которой естественный механизм, приспособленный к восприятию реального мира, активируется под воздействием очевидных признаков глубины и удаленности, представленных на плоскости (подробнее этот вопрос будет обсуждаться в главах 9 и 10). ‘

1. Простой случай сочетания «фигура-фон». Ограниченный

1. Простой случай сочетания «фигура-фон». Ограниченный

заштрихованный участок воспринимается как фигура на белом фоне

От чего зависит, какая часть поля зрения будет восприниматься как фигура, а какая — как фон? По Рубину, фундаментальный принцип, определяющий связь между фигурой и фоном, заключается в следующем: «Если одно из двух однородных, окрашенных в разные цвета полей больше по величине и включает в себя другое, вероятность того, что меньшее поле, включенное в большее, будет восприниматься как фигура, очень велика» (Rubin, 1915/1958, р. 202). Однако как фигура может восприниматься любая четко обозначенная часть поля зрения, в этом елу* чае остальное будет восприниматься как фон. Необычная иллюстрация этого ба* зового принципа восприятия сочетания фигура—фон представлена на рис. 7.2: как фигура воспринимается центральный квадрат, хотя на самом деле фигуру образуют компоненты фона.

Количественная интерпретация фундаментального принципа Рубина, основанная на том, что восприятие изображения или предмета как фигуры зависит от отношения его величины к величине всей конфигурации фигура—фон, описана в (Оуата, 1960). Автор предъявлял испытуемым стимул — круг, поделенный на белые и серые сектора, и спрашивал, что, по их мнению, является фигурой — белый крест Л или серый крест В (рис. 7.3).

При изменении секторальных углов одного или другого креста фигурой чаще признавался крест с меньшим секторальным углом независимо от его цвета. Эти данные подтвердили предположение Рубина о существовании тенденции, согласно которой меньшие по величине и более четко отграниченные участки чаще воспринимаются как фигуры (см. также Bonato & Cataliotti, 2000).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СОЧЕТАНИЯ «ФИГУРА—ФОН»
СОЧЕТАНИЕ «ФИГУРА—ФОН» И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ
ДВОЙСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ СВЯЗИ «ФИГУРА—ФОН»
8.5. Предмет и фон в восприятии
ВОСПРИЯТИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ТРУДНОЧИТАЕМЫХ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ
РЫЖУХИН А.В. ВОСПРИЯТИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ТРУДНОЧИТАЕМЫХ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ
ФИГУРА И ФОН (FIGURE /GROUND)
ФОН ДЛЯ ФИГУРЫ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ
ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ.
НАСТРОЕНИЕ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН.
2.3. НАСТРОЕНИЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН В ДАННЫЙ МОМЕНТ)
Сочетание основного эффекта и взаимодействия
МЫ УЖЕ ВЕЛИ РЕЧЬ О 15 СОЧЕТАНИЯХ.
Сочетание условий, приводящее к использованию тех или иных каузальных элементов
Мы научили его пяти сочетаниям из двух слов. «Не (название еды)»
ГЛАВА ВИЗУАЛЬНЫЙ ПАТТЕРН И ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ: БАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
Организация восприятия и гештальт-восприятие
ГЛАВА ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ: ВЫСШИЕ ПРОЦЕССЫ
Добавить комментарий