ВОСПРИЯТИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ТРУДНОЧИТАЕМЫХ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ

Влияние цвета на человека давно привлекает внимание специалистов разных областей знания. Притом, поскольку цвет – явление физическое, то изучение его влияния на человека делает эту область смежной для разных наук: медицины, физики, физиологии и психологии. В психологии достижения исследователей по изу-чению цвета часто имеют широкое практическое применение. И, быть может, более всего – в области рекламы и психодиагностики. Именно в этих сферах практиче-ской психологии сосредоточено, на наш взгляд, наибольшее количество информации на тему цветового влияния. Однако, в целом, анализ разнообразной литературы оставляет довольно скупые и порой противоречивые факты. Возможно, скромность научных публикаций на эту тему связана с новизной научной разработки психологии цвета, а противоречивость – с разницей в понимании репертуара понятий, да и с большими различиями в стимульном материале: технический прогресс приводит к появлению новых полиграфических и компьютерных возможностей преподнесения цветов. Но, обобщая все сведения, полученные из разных источников, мы пришли к выводу о том, что более всего разработана взаимосвязь цвета с эмоциями, ощущениями и вниманием, а также зависимость цветовых предпочтений от личностных характеристик. Однако в большинстве источников практически ничего не сказано об особенностях восприятия разных цветовых сочетаний.

Хотя некоторые упоминания все же есть. Р.И.Мокшанцев в учебном пособии «Психология рекламы» приводит последовательность цветовых сочетаний, распо-ложенных «по степени ухудшения восприятия» (Мокшанцев Р.И., 2002. С147). Но в этой последовательности одна цветовая пара фигурирует в начале списка и в его середине, что создает неразрешимое противоречие и ставит под сомнение достоверность изложенных сведений. Да и «степень ухудшения восприятия» – термин, оставляющий поле для творческого поиска однозначного смысла в этих словах. А.Лебедев-Любимов в своем труде «Психология рекламы» касается вопроса влияния цветового контраста на внимание. Под контрастными цветами Р.Сейфферт (R.Seyffert) понимал цвета, выступающие как дополнительные друг к другу, т.е. при сме-шивании дающие белый цвет. Лебедев-Любимов, обобщая, указывает, что чем контрастнее цветовое сочетание, тем в большей степени оно привлекает внимание.

Но бывают также цветовые сочетания, которые в силу своих особенностей сильно затрудняют восприятие информации, в частности, прочтение текста. Такие утверждения рождаются как собственным опытом, так и некоторыми публикациями на эту тему.

Чаще всего «эффект трудночитаемости цветового сочетания» наблюдается в Интернете, когда шрифт одного цвета на фоне другого цвета субъективно плохо виден. В словаре программистов такие цветовые пары получили название «не сочетаемых», «не читаемых» и т.д.

Суть нашего исследования состоит в экспериментальном изучении скорости восприятия и особенностей запоминания информации, выполненной трудночитае-мыми цветовыми сочетаниями. Например, надпись ярко-салатового цвета на ярко-зеленом фоне – субъективно трудночитаема. Какие цветовые пары дают такой эффект? Насколько выражена трудность их восприятия во временном плане? Имеет ли какие-то особенности в запоминании информация, выполненная трудночитае-мыми цветами и цветами, которые воспринимаются «легко»? Ответы на эти вопросы мы намерены получить в экспериментальном исследовании.

В кратком изложении исследование выглядит таким образом. В первой его части происходит выделение экспериментальных единиц – «трудночитаемых» (именно «…читаемых», т.к. в эксперименте участвуют конкретные смысловые единицы – слова) и «легкочитаемых» цветовых сочетаний. Количество и тех и других будет одинаковым. Слова будут максимально равными по своим характеристикам (длина, отнесенность к определенной области знания, актуальности и т.д.), но преподнесены они будут на экране компьютера в разных цветовых парах. Задача испытуемых на этом этапе – выбрать заданное количество «трудночитаемых» и «легкочитаемых» цветовых сочетаний. Или возможен другой вариант: у испытуемого будет задание проранжировать цветовые пары от самых сложночитаемых к легкочитаемым. Далее следует статистическая обработка и выделение «трудночитаемых» цветовых сочетаний и читаемых легко. Во второй части эксперимента будет проверяться первая система гипотез о том, что «трудночитаемые» сочетания цветов по времени осознаются дольше, чем «легкочитаемые».

Гипотезы довольно логичны и практически очевидны из самих слов «трудно- и легкочитаемые». Но если наша гипотеза окажется верной, тем самым мы научно подкрепим введенные понятия. Третья часть эксперимента задумана с целью проверки второй системы гипотез о том, что «трудночитаемые» цветовые сочетания, точнее, информация ими преподнесенная, запоминается количественно больше, чем информация, выполненная «легкочитаемыми» цветовыми сочетаниями. В бли-жайшее время планируется реализация эксперимента и получение данных.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
РЫЖУХИН А.В. ВОСПРИЯТИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ТРУДНОЧИТАЕМЫХ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ
ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ.
ВОСПРИЯТИЕ СОЧЕТАНИЯ «ФИГУРА—ФОН»
ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СОЧЕТАНИЯ «ФИГУРА—ФОН»
СОЧЕТАНИЕ «ФИГУРА—ФОН» И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ
Мамина Т. М. ВЛИЯНИЕ КОНТЕКСТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ОМОНИМИЧНОГО СЛОВА
Т. М. Мамина МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ УТОЧНЯЮЩИХ СЛОВ НА ВОСПРИЯТИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ
Сочетание основного эффекта и взаимодействия
ЗАПОМИНАНИЕ.
МЫ УЖЕ ВЕЛИ РЕЧЬ О 15 СОЧЕТАНИЯХ.
ЗАПОМИНАНИЕ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ
Сочетание условий, приводящее к использованию тех или иных каузальных элементов
5.2 Теории непосредственного запоминания
Мы научили его пяти сочетаниям из двух слов. «Не (название еды)»
ЗАПОМИНАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
ВЛИЯНИЕ СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ЗАПОМИНАНИЕ
Добавить комментарий