Вострышева Е.С., Рахубина Е.В., Фадеева В.О., Хасаншина В.В. ОБРАЗ СТАРОСТИ У ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Зрелый возраст – это самый активный период жизни человека. Социологи и психологи отмечают связующую роль этого периода между младшим и старшим поколениями. Люди среднего возраста, обремененные обязательствами в отношении предыдущего и последующего поколений, вынуждены жить настоящим в большей степени, чем любая другая возрастная группа, «здесь и сейчас» (Крайг Г.; 2000). Несмотря на активность и занятость в этот период, поздняя зрелость неизбежно является следующим периодом их жизни, поэтому изучение представлений о старости у данной возрастной группы особенно значимо.

Сценарии мужской старости, предложенные женщинами – участницами нашего исследования, мы разделили на сценарий «Стагнация» (отдых на лавочке, злоупотребление спиртными напитками, жизнь одним днем и т.д.) и сценарий «Успешная старость». Пожилой мужчина, следующий сценарию стагнации, одинок, отличается тяжелым характером и эрудированностью. «Успешная старость» включила в себя подсценарий «Успешный семьянин» (сценарий описывает хозяйственных и оптимистичных мужчин, имеющих дружную семью) и подсценарий «Обеспеченная старость» (предполагается сохранение руководящего поста, наличие моложавости, а также молодых любовниц). Образ женской старости в сценарии «Стагнация» соответствует отрицательному типу развития, по И.С.Кону. «Успешная старость» женщин характеризуется удовлетворенностью собственной жизнью, удачной адаптацией к пожилому возрасту, сохранением продуктивных видов деятельности.

На наш взгляд, особый интерес представляет моделирование образа старости испытуемыми в процессе интервью, когда, используя спонтанные эмоциональные характеристики описываемых в интервью пожилых, интервьюируемые женщины на глазах интервьюера пытались моделировать образ старости как более позитивной и «комфортной» для себя. То есть в том случае, когда женщина в интервью реконструировала пассивный образ жизни пожилого, она негативно оценивала его, подчеркивая, что это не является ее идеалом старости.

Таким образом, мы заключаем, что период зрелости является периодом активного конструирования комфортного образа старости, при этом ведущую роль играют скорее не общественные стереотипы, а именно субъективная активность личности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Троеперстова А.Ю., Николаева С.В. ОБРАЗ СТАРОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОЖИЛЫХ ЖЕНЩИН
Социальная поддержка и копинг-поведение женщин раннего зрелого возраста,
Калинина Е.Н., Трушкова Ю.К. ОБРАЗ СТАРОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЖЕНЩИНПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
Кленышева Е.Е., Шишикина Е.О., Гудина Е.А. ОБРАЗ СТАРОСТИ У ЖЕНЩИН ПЕРИОДА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ
Шевырёва Анна Сергеевна ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ МОЛОДОГО И СРЕДНЕГО ПОКОЛЕНИЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТОВ
Фадеева Ю. И. ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Шабанова А.А., Зайцева Ю.Б. ОБРАЗ СТАРОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ
Коновалова Т.А. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
УДК 159.922.И.В. ДАВЫДОВА ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЦАМИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
2.1. ОБРАЗЫ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В МАССОВОМ СОЗНАНИИ
Борисова С.Н., Новикова А.Т. СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТЕРЕОТИПНЫХ ОБРАЗОВ ЖЕНЩИН
Гринштейн Э. А. Бутаков Д. Б. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ ОБРАЗА АЗАРТНЫХ ИГР У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Жданова С.Ю., Онянова Е.В. Особенности восприятия Я-реального и Я-идеального женщинами разного возраста
М. В. Михайлова ВЛИЯНИЕ АРХЕТИПИЧНЫХ ОБРАЗОВ СКАЗОК НА ВЫБОР ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ЖЕНЩИН
СТРИЖИЦКАЯ О.Ю. КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ ЖЕНЩИН ПОЗДНЕГО ВОЗРАСТА
Е.А. МАРЧУК СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗА «Я» И САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
Стрижицкая О.Ю. ОБРАЗЫ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГОВ ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПО-ЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Добавить комментарий