Вторая базовая перинатальная матрица: БПМ-2 (космическое поглощение и безысходность или ад)

Когда же в памяти воскрешается начало биологического рождения, мы, как правило, чувегвуем, что нас засасывает в гигантский водоворот, или заглатывает какой-то мифический зверь. Мы также можем переживать, что весь мир или космос поглощаетея целиком. Зто соединяется с образами пожирающих или захватывающих в свои лапы архетипических чудовищ, таких, как левиафаны, драконы, киты, гигантские змеи, тарантулы или спруты. Чувство ошеломляющей жизненной угрозы приводит к сильной тревоге и недоверию ко всему, граничащему с паранойей. Другая переживаемая разновидносгь начала зтой матрицы — тема схождения в глубины подземного мира, в царство мертвых или ад. Зто общий мотив мифологических повесгвований о егранегвиях героя, как их красноречиво описывал Джозеф Кемпбелл (СатрЬеІІ, 1968).

На уже полносгью развернувшейся первой стадии биологического рождения маточные схватки периодически сдавливают плод, но шейка матки все еще не раскрыта. Каждая схватка вызывает сдавливание маточних артерий, и плоду угрожает нехватка кислорода. Воспроизведение в памяти зтой стадии рождения — одно из самых худших переживаний, которые могут быть у нас в процессе самоосвоения, включающего холотропные состояния. Мы заперты в чудовищном клаусгрофобийном кошмаре, преданы мучительной змоциональной и физической боли и пребываем в ощущении крайней беспомощносги и безнадежносги. Чувства одиночества, вины, бессмысленности жизни и зкзистенциального отчаяния достигают метафизических размеров. В сголь тяжелом положений человек часто бывает уже полносгью убежден, что зто сосгояние не кончится никогда и никакого выхода нет. Триада переживаний, характеризующих зто сосгояние, — чувство умирання, сумасшесгвия и безвозвратности.

Воспроизведение в памяти зтой стадии рождения, как правило, сопровождается образами людей, животных и даже мифических сущесгв, пребывающих в состояний страдания и безнадежности, схожим с положением плода, зажатого в клещи родового канала. Мы переживаем отождесгвление себя с узниками втемницах, жертвами инквизиции, обитателями концлагерей или приютов для умалишенных. Наши страдания уподобляются страданиям попавших в капкан животных или достигают архетипических измерений.

Мы чувствуем несгерпимые мучения грешников в аду, крестные муки Христа или же напрасные труды Сизифа, вкатывающего свой камень на гору в глубочайшей преисподней Гадеса. Другие образы, которые возникали в сеансах, где господствовала зта матрица, включали греческие архетипические символы бесконечного страдания Тантала и Прометея и иные образы вечного проклятия, такие, как Вечный жид Агасфер и Летучий голландец.

Находясь под влиянием зтой матрицы, мы поражены избирательной слепотой и не способны увидеть что-либо положительное в нашей жизни и в человеческом сущесгвовании вообще. Связь с божественним измерением кажется непоправимо разорванной или утраченной. Сквозь призму зтой матрицы жизнь кажется театром абсурда, фарсом, где играют марионетки и бездушные роботы, ИЛИ жестоким номером в цирковом балагане. Для подобного умонастроении досговерным и уместным описанием существования оказывается лишь зкзистенцпальная философия.

В зтой связи интересно упомянуть, что на работу Жан-Поля Сартра глубоко повлиял плохо подготовл енный и не завершенный сеанс мескалина, в котором господствовала БПМ-2 (КіесіІіпдег, 1982). Поглощенность Самузля Беккета жизнью и смертью и его поиски Матери также обнажают сильные перинатальные влияния.

Есгественно, что кго бы ни очутился лицом к лицу с зтой стороною души, он ощ/тил бы чувство огромного отвращения и нежелание сгалкиваться с зтим и дальше. Ведь если войти в зто переживание более глубоко, то оно покажется подобным встрече с вечным проклятием. И все-таки самый скорый путь прерывания невын оси мого состояния означает капитуляцию перед ним и его принятие. Зтот разрушительный опыт тьмы и бездонного отчаяния известен из духовной литературы как Темная ночь души. Однако зта важная сгадия духовного раскрытия может обладать колоссальным очищающим и освобождающим действием.

Наиболее характерные черты БМП-2 могут быть проиллюсгрированы в следующем отчете.

Ато сфер а казалась все более и более зловещей и чреватой скритой опасностью. Казалось, вся комната начала поворачиваться, и я почувствовал, как падаю в самую середину пугающего водоворота. Мне тут же пришлось вспомнить о бросающем в дрожь описании подобного случая в <41 огружении в Гольф стрим» Здгара Аллана По. Мне чудилось, что вещи в комнате, кружась, летаютвокругменя, и в моем уме всплил другой литературный образ — торнадо из романа «Болшебникиз страны Оз » Франка Бона, вь.рвавшего Доро тею из моно тонного жи тья в Канзасе, и пославшего ее в путешествие, странное и полное приключений. Моє переживание чем-то напоминало вход в кроличью нору из повести-сказки «Алиса в стране чудес» Льюиса Кзрролла, и я с величайшим трепетом ожидал, что мир вот-вот окажется по другую сторону зеркала. Казалось, вся вселенная надо мною захлопывается, и я ничего не могу поделать, чтобы о становить зто апокалиптическое поглощение.

Я все глубже и глубже погружался в лабиринт своего бессознательного, и ощумал приступ страха, переходящего в панику. Все вокруг становилось темним, гнетущим, ужасающим. Зто било, как если бывся тяжесть мира мало -помалу наваливалась на меня, и невероятное водяное давление угрожало расколоть мой череп, а тело окать в крошечний твердий мяч. Стреми тельная вереница воспоминаний из прошлого низ верталась через мой мозг, показ ь<вая крайнюю тщетность и бессмисленнос ть моей жизни и сушествования вообще. Ми рож даєм ся голими, напуганними, в муках, и такими же ми покинем зтот мир. Зкзистенциалист бью прав! Все непостоянно, жизнь ни что иное, как ожидание Годо! Суєта суєт, все суєта!

Стеснение, что я чувствовал, перерастало в боль, а боль — в мучення. Истязание, доведенное до точки, когда каждая клетка моего тела ощущала, что она высверливается бормашиной дьявольского дантиста. Видения адских картин и чертей, истязающих свои жертви, внезапно подбросили мне догадку, что я в аду. Я подумал: Данте,

«Божественная комедия»: «Оставь надежду, всяк сюда входящий!» Казалось: нет никакого вьосода из зтого дьявольского состояния: я проклят навеки без малейшей надежды на иосупление.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Первая базовая перинатальная матрица: БПМ-1 (изначальное единство с матерью)
Третья перинатальная матрица: БПМ-3 (борьба смерти и возрождения)
Четвертая пери нагальная матрица: БПМ-4 (переживание смерти и возрождения)
6.3. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР И ПОГЛОЩЕНИЕ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Перинатальный уровень бессознательного
ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И НЕЙРОНАЛЬНЫЕ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ У ПОДРОСТКОВ С ВЕГЕТАТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
РАДОСТНАЯ ПОГЛОЩЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЕМ
6.3.1. ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОГЛОЩЕНИЕМ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ИЗ ЛЕГКИХ
6.3.2. ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОДКОЖНЫМ ПОГЛОЩЕНИЕМ ЖИДКОСТЕЙ
Колесников И.А. ФАКТОРЫ психическоГО здоровьЯ У женщин в перинатальном периоде
5.4. СИНДРОМ КОСМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
5.5.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ ПО КРИТЕРИЮ ОБИТАЕМОСТИ
5.7. КОСМИЧЕСКИЕ СКАФАНДРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕ КОРАБЛЯ 5.7.1. ВВЕДЕНИЕ
6.8. КОСМИЧЕСКАЯ ЭРГОНОМИКА
Часть вторая Я В ПУТИ
Игра в космическую игру
1.9. КОГО БОЛЬШЕ — МУЖЧИН ИЛИ ЖЕНЩИН, ИЛИ НЕКОТОРЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
ТЕСТ «ДЕВОЧКИ ИЛИ МАЛЬЧИКИ?», ИЛИ КАК ВЫ ВОСПИТЫВАЕТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ?
8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ
Добавить комментарий