ВВДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Деятельность воображения может быть охарактеризована со стороны участия в этом процессе волевой регуляции, в зависимости от характера деятельности и от содержания создаваемых образов.

В зависимости от участия воли в деятельности, воображение делят на непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное — это такое воображение, когда в основе создания новых образов не лежит специальная цель. Потребность в непроизвольном создании образов постоянно актуализируется разными видами деятельности, в которые включается человек.

В процессе общения собеседники воображают ситуации, события, которые являются предметом обсуждения. Читая художественную или историческую литературу, человек невольно становится наблюдателем реальных картин, рождающихся в его в голове под влиянием прочитанною. Непроизвольное возникновение представлений тесно связано с чувствами человека.

Чувство является мощным генератором ярких образов воображения в тех случаях, когда человек испытывает тревогу перед неопределенностью ожидаемых событий или, наоборот, переживает эмоциональный подъем перед участием в торжественных событиях, которые имеют жизненное значение для него.

Переживая страх, тревогу за близких, человек рисует себе образы опасных ситуаций, готовясь к приятному событию, воображает атмосферу доброжелательности, почета со стороны коллег, присутствующих.

Примером непроизвольного возникновения образов воображения являются сновидения. В состоянии сна, когда сознательный контроль психической деятельности отсутствует, следы от впечатлений, которые сохраняются, легко растормаживаются и могут создавать неестественные и неопределенные сочетания.

Процесс воображения может быть произвольным, когда он направляется специальной целью создать образ определенного предмета, возможной ситуации, вообразить или предусмотреть сценарий развития событий. Включение произвольного воображения в процесс познания обусловлено потребностью сознательной регуляции построения образа в соответствии с заданием и характером выполняемой деятельности. Произвольное создание образов имеет место, главным образом, в творческой деятельности человека.

В зависимости от характера деятельности человека его воображение разделяют на творческое м репродуктивное.

Воображение, которое включается в творческую деятельность и помогает человеку создавать новые оригинальные образы, называется творческим.

Воображение, которое включается в процесс освоения того, что уже создали и описали другие люди, называется воспроизводящим или репродуктивным.

Так, у конструктора-изобретателя, который создает новую машину, воображение — творческое, а у инженера, создающего образ машины по словесным описаниями или чертежу, воображение — репродуктивное.

Творческое воображение активизируется там, где человек открывает что-то новое, находит новые способы работы, создает новые, оригинальные, ценные для общества материальные и духовные продукты.

Продукты творческого воображения, их богатство и общественная ценность непосредственно зависят от знаний и жизненного опыта человека, его отношения к деятельности, его социальной позиции и т.п. Важную роль в творческом воображении играет язык, который является способом осознания творческого замысла и инструментом аналитико-синтетической деятельности.

Репродуктивное воображение — это процесс создания человеком образов новых предметов на основании их словесного описания или графического изображения.

Потребность в репродукции образов предметной действительности — постоянна и актуальна в жизни и деятельности человека как сознательного существа. Весьма важна роль репродуктивного воображения в процессе общения людей, которое в большой степени обусловило его развитие. Языковое описание явлений всегда требует от человека создания соответствующих образов.

Репродуктивное воображение необходимо при чтении художественной литературы, при работе с учебниками. Образы предметов формируются также на основании их графического описания, например в инженерном деле, при изпользовании схем, карт.

Творческое и репродуктивное воображения тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют и переходят друг в друга.

Эта связь проявляется в том, что творческое воображение всегда базируется на репродуктивном воображении, включает его элементы.

С другой стороны, сложные формы репродуктивного воображения содержат элементы творческого. Например, в деятельности актера воплощение сценического образа является результатом деятельности творческого и одновременно репродуктивного воображения.

В зависимости от содержания деятельности, воображение подразделяется на техническое, научное, художественное и другие его виды, связанные с характером работы человека.

Художественное воображение имеет преимущественно чувственные (зрительные, слуховые, тактильные и другие) образы, чрезвычайно яркие и детальные. Так, И. Репин, создавая картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», писал: «Голова кругом вдет от их юмора и крика». Флобер говорил, что он остро ощущал у себя во рту привкус мышьяка, когда описывал сцену самоубийства мадам Бовари. Художнику, писателю благодаря яркости чувственных образов кажется, что они непосредственно воспринимают то, что изображают в своих произведениях.

Для технического воображения характерно создание образов пространственных отношений в виде геометрических фигур и строения, их легкая диссоциация и объединение в новые соединения, мысленное перенесение их в разные ситуации.

Образы технического воображения наиболее часто объединяются в чертежах, схемах, на основании которых потом создаются новые машины, новые предметы.

Научное воображение находит свое выражение в построении гипотез, проведении экспериментов, выработке обобщений, осуществляемых при создании понятий. Фантазия играет важную роль в планировании научного исследования, в построении экспериментальной ситуации, в предвидении в ходе эксперимента. При построении научной системы воображение необходимо, чтобы дополнить отсутствующие, не найденные еще звенья в цепочке фактов.

Фантазия имеет большое значение для плодотворной творческой деятельности ученого. Без фантазии его работа может превратиться в нагромождение научных фактов, аккумулирование своих и чужих мыслей, а не в реальное движение к новым изобретениям, идеям, созданию принципиально нового в науке.

Особой формой воображения является мечта.

Мечта — это процесс создания человеком образов желательного будущего.

Мечта — необходимое условие воплощения в жизнь творческих замыслов, когда образы воображения не могут быть реализованы немедленно из-за объективных или субъективных причин. В этой ситуации мечта возникает, как реальное стремление, как мотив деятельности, благодаря которому становится возможным завершение начатого дела.

Без мечты, писал Д. И. Писарев, «невозможно было бы понять, какая движущая сила заставляет человека выполнять огромные и истощающие объемы работы в области искусства, науки и Практической жизни».

Мечта является элементом научного предвидения, прогноза и планирования деятельности. Эта ее функция проявляется в художественной, творческой деятельности, развитии общества. Яркая иллюстрация этого — произведения Жюль Верна, в которых он гениально предвидел изобретения технической мысли в будущем — подводной лодки, вертолета.

Мечты могут быть реальными, действенными и нереальными, бесплодными. Действенность мечты — необходимое условие воплощения в жизнь творческих замыслов человека, направленных на реальное преобразование действительности. Такие мечты, в определенном понимании, являются движущей силой действий и поступков человека, помогают ему ставить цели, бороться с трудностями, противостоять неблагоприятным влияниям.

Мечты могут быть пустыми, бесплодными, «маниловскими». Тогда они дезориентируют человека, лишают его видения

реальных жизненных перспектив, делают неспособным противостоять трудностям реального бытия.

Положительное влияние на жизнь человека оказывает только активная, творческая мечта, она обогащает жизнь человека, делает ее яркой и интересной.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
14. ВООБРАЖЕНИЕ
Глава 11. Воображение
ВООБРАЖЕНИЕ И ЧЕЛОВЕК
Воображение
Характеристики воображения
2.2.7. ВООБРАЖЕНИЕ
ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ
Основные функции воображения
Формы воображения
ВООБРАЖЕНИ
11.5. Воображение и творчество
Вербализация и воображение
V. ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ.
11.2. Виды воображения
СВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ С ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
K1 – ВООБРАЖЕНИЕ, МЕЧТЫ
Добавить комментарий