ВЫВОДЫ

В этой главе мы приступили к обсуждению восприятия формы и организации восприятия. Мы начали с описания некоторых фундаментальных зрительных процессов и механизмов, на которых основано восприятие контуров и контраста; как отмечалось выше, восприятие изменений светимости, контраста и контуров усиливается латеральным торможением — формой нейронного торможения на уровне сетчатки. Были описаны роль латерального торможения в создании эффектов контраста (полосы Маха и решетки Германна) и важность изменений условий стимуляции. Роль изменения условий стимуляции в восприятии формы было показано на примере Ganzf eld и стабилизированного изображения.

Затем мы обсудили анализ пространственной частоты — анализ участков визуального изображения, отличающихся по своей светимости, т. е. пространственной частотой (числом изменений светимости в данном объеме) и профилями светимости (степенью светлотного контраста). Рассмотрение этих вопросов заставило нас обратиться к анализу и синтезу Фурье и к функции контрастной чувствительности и применить анализ и синтез Фурье к пространственным частотам. Сложное пространственное изображение может быть представлено в единицах его пространственных частот и контраста. Не исключено также, что зрительная система сама выполняет анализ Фурье пространственных частот получаемой ею визуальной информации. Мы обсудили также и связанные с пространственной частотой вопросы — селективную адаптацию к пространственным частотам, блок-портреты и влияние пространственной частоты на остроту зрения.
Перцептивная обработка информации была представлена с позиций восходящих и нисходящих процессов. Мы описали внимание как избирательный процесс, позволяющий зрительной системе отделять релевантные внешние раздражители от нерелевантных. Последние разделы этой главы посвящены некоторым понятиям, связанным с восходящими процессами, включая как базовые, автоматические стадии предвнимания, так и стадии сфокусированного внимания, требующие от человека сознательного, преднамеренного приложения определенных усилий и являющиеся основными начальными стадиями процесса обработки зрительной информации.

Мы также рассказали о текстонах — элементах поверхности, информация о которых обрабатывается на стадии предвнимания.

Второй формой восходящей обработки информации, имеющей решающее, критическое значение для распознавания и идентификации объектов, является распознавание по компонентам. Компоненты — ряд простейших объемных характеристических признаков — геонов, которые комбинируются и систематизируются зрительной системой таким образом, что становится возможным восприятие практически любого объекта.

Завершая главу, мы обсудили два подхода к восприятию — информационный подход и коннекционистскую модель, основанную на сети нейронных связей. В основе обоих подходов лежит ориентированный на математическую обработку анализ информации, содержащейся в сетчаточном образе. В основе информационного подхода лежит представление о восприятии как о конструктивной обработке информации. В соответствии с этим представлением ретинальное изображение обрабатывает информацию постадийно, причем каждая стадия включает выполнение ряда элементарных математических операций. Конечный результат предыдущей стадии является исходной информацией для последующей, в результате чего объем информации о визуальном дисплее от стадии к стадии увеличивается. Эти в значительной мере связанные между собой стадии обозначаются как первоначальный эскиз, 2,5-мерный эскиз и представление трехмерной модели.

Коннекционистская модель исходит из того, что восприятие является результатом возникновения определенных связей между нейронными структурами, «настроенными» на восприятие тех или иных отличительных признаков объектов, и представляет собой попытку связать ретинальное изображение со специфической сетью нейронных связей между простыми нейронными структурами, специализирующимися на идентификации простых отличительных признаков визуальных объектов. И об информационном подходе, и о модели, основанной на сети нейронных связей, было рассказано весьма коротко.

В следующей главе мы продолжим обсуждение восприятия формы и организации восприятия и рассмотрим условия, при которых в нее вовлекаются нисходящие процессы.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СТАТИСТИКА ВЫВОДА
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
СТАТИСТИКА ВЫВОДА
Добавить комментарий