ВЫВОДЫ {foto92}

В этой главе мы рассказали о природе цвета и о том, как его воспринимает зрительная система. Чтобы подчеркнуть субъективную природу цветового зрения, мы проанализировали и описали цветоощущения, базируясь на трех важных с точки зрения психологии параметрах: цветовом тоне, яркости и насыщенности. Эти сенсорные параметры, определяющие цветоощущение, рассмотрены в связи с такими физическими характристиками света, как длина волны, интенсивность и спектральная чистота.
Мы описали важнейшие свойства и особенности смесей цветов (аддитивных и субтрактивных) и составление из основных цветов аддитивных смесей, соответ- свующих по цвету монохроматическим лучам. Было показано, что аддитивные смеси цветов обладают многими из свойств, присущих монохроматическому свету, включая и способность вызывать цветовые последействия и последовательные образы (прежде всего — отрицательные последовательные образы), а также такие явления, как последовательный и одновременный контраст.

Обсуждая вопрос об эффекте принадлежности цвета, мы подчеркнули роль предшествующего опыта человека в его цветоощущениях от предметов, для которых цвет является одним из важнейших характеристических признаков. Эффект принадлежности цвета теснейшим образом связан с константностью цветовосприятия — явлением, суть которого заключается в том, что цвета предметов остаются неизменными, несмотря на изменение спектрального состава освещающего их света.

Мы рассмотрели две важнейшие теории цветового зрения: трехкомпонентную теорию Юнга—Гельмгольца и оппонентную теорию процессов цветовосприятия.

Обобщение различных экспериментальных данных привело нас к выводу о том, что принципиальные аспекты этих теорий согласуются с результатами современных исследований. Наличие в сетчатке колбочек трех типов (S-, М- и L-), для каждого из которых характерен свой фотопигмент, максимально чувствительный к определенной части видимого спектра, подтверждает правильность трехкомпонентной теории цветового зрения. Представлены и свидетельства в пользу того, что цветоощущения являются результатом оппонентных процессов, основанных на нейронной активности нервных клеток и волокон, лежащих на более высоких уровня^ зрительной системы, чем сетчатка.

Мы также описали и «кляксы» — участки зрительной коры головного мозга, содержащие определенные нейроны, чувствительные исключительно к цветным раз- ражителям, и отметили, что многие нейроны, образующие «кляксы», имеют дважды оппонентные рецептивные поля. Эти поля образованы двумй антагонистическими концентрическими окружностями, каждая из которых (центр и периферия) двояко реагирует на стимуляцию цветом.

Затем мы рассмотрели дефекты цветового эрения, в том числе аномалии генетического происхождения (аномальный трихроматизм, дихроматизм и монохроматизм) и благоприобретенные (ахроматопсию). В последнем разделе главы мы описали субъективные цветовые явления, которые свидетельствуют о том, что и неокрашенные раздражители способны вызывать цветоощущение.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СТАТИСТИКА ВЫВОДА
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
Добавить комментарий