ЯРОСТЬ, ВЕРОЯТНО, НАИБОЛЕЕ ОПАСНАЯ ЭМОЦИЯ.

В гневе, вы, скорее всего, целенаправленно желаете ранить других. Если вы знаете, что кто-то рассержен, если вы осознаете, что именно его разозлило, тогда его воинственное поведение (нападение) понятно вам, даже если вы осуждаете его неспособность контролировать себя. Человек считается странным или ненормальным, если нападает без видимых причин или не выглядит при этом рассерженным. Составляющей переживания гнева является угроза потери контроля.

Когда человек говорит, что он был в ярости, это зачастую кажется объяснением, почему он сделал нечто такое, в чем сейчас раскаивается. «Я знаю, я не должен был говорить это ему (бить его), но я был в бешенстве; Я потерял голову.» Детей специально приучают не нападать физически на своих родителей или других взрослых, когда они рассержены.

Они могут даже быть научены контролировать всяческие внешние проявления (признаки) гнева. По поводу выражения гнева, мальчики и девочки воспитываются, как правило, по-разному. Девочек учат не демонстрировать ярость по отношению ко всем подряд, в то время как мальчиков поощряют выражать гнев по отношению к своим сверстникам, если те спровоцировали эту эмоцию. Взрослые знают, как им контролировать свои эмоции. Гнев может быть вызван множеством различных способов.

Одним направлением является расстройство и крушение надежд в результате вмешательства вашей деятельности или же преследование своих целей. Расстройство может быть характерным в отношении работы, которой вы занимаетесь, или, в подавляющем большинстве случаев, в отношении вашей линии поведения либо жизненной сферы в целом. Ваш гнев будет более вероятным и более интенсивным, если вы будете полагать, что тот кто вмешался — действовал произвольно, несправедливо, или злобно. Если человек хочет расстроить вас, или расстраивает вас просто, потому что он не в состоянии сообразить, как его действия могли бы повредить вам, то вы вероятно будете больше сердиты, в том случае если бы вы думали, что он действовал преднамеренно.

Расстроить вас может и не только человек. Вы можете рассердиться из-за нелепых или природных событий, но в этом случае вы будете чувствовать себя немного смущенными или менее оправданными в своем гневе. Вероятно, когда вы злитесь из-за того, что вы расстроены, вы постараетесь устранить причину беспокойства действиями или словами. Конечно, тот кто вас расстраивает может быть более сильным, чем вы, и быть равнодушным к вашим протестам. Но все же гнев может все еще проявляться, и вы можете его проклянуть, побить и т.д.

Или вы можете проявить ваш гнев косвенно, крича и проклиная его, когда он не рядом, и не может наказать вас за ваш гнев. Вы можете выразить ваш гнев символически, нападая на кое что что его представляет, или перемещая ваш гнев на более безопасную или более удобную цель — козла отпущения.

Вторым побуждением гнева является физическая угроза. Если человек, который угрожает вам физически, не является для вас значимым, и явно не способен причинить вам вред, вы, скорее всего, почувствуете презрение, а не гнев. Если человек, угрожающий вам — сильнее чем вы, то вы, скорее всего, будете чувствовать страх а не гнев. Даже если вы на равных, то вы можете вполне чувствовать смесь гнева и страха.

Когда гнев пробужден угрозой физического нападения, вы можете напасть и бороться, предупредить устно или блефовать, а так же вы можете просто убежать. Даже убегая, хотя вы будите возможно боятся, вы все равно можете чувствовать гнев.

Третий главный источник гнева — чьи-то действия или слова, которые ранят не физически, а психологически. Оскорбление, пренебрежение вашими чувствами, отказ — так же могут разозлить вас. Чтобы почувствовать боль или гнев, вы должны заботиться каким-то образом о человеке, который ранит вас. Оскорбление от того, кого вы мало знаете, отказ тем, кого вы никогда бы не рассматривали как друга или любимого человека, может в лучшем случае вызвать презрение или удивление. С другой стороны, если вред наносится тем, о ком вы заботитесь, вы можете чувствовать печаль вместо или в дополнение к гневу. В некоторых случаях, когда вы очень сильно заботитесь о человеке, который вас ранил, или вы на столько не способны быть рассерженным на него (или на кого либо еще), тогда вы рационализируете его плохие действия, находя некоторое основание в ваших собственных действиях для его вредного поведения; вы тогда чувствуете себя виновными, а не сердитыми.

Другими словами, вы злитесь на себя, а не на обидчика. Так же как и с расстройством, если человек, который ранит вас, кажется, делает так преднамеренно, то вы будете рассержены на него больше, чем в случае, если вред будет казаться случайным. Четвертый тип гнева вызывается, замечая, что кто-то делает кое-что, что нарушает ваши моральные ценности. Вы можете разозлиться на кого-то, даже если это не касается вас непосредственно. Это бывает, например, если кто-то относится к другому человеку, по вашему мнению, аморально.

Наглядный пример — вы злитесь, когда видите, как взрослый наказывает ребенка, как вам кажется, слишком жестоко. Если же у вас иные моральные принципы, вы можете разозлиться, если взрослый наказывает ребенка слишком мягко. Для того чтобы быть возмущенным, жертва не обязательно должна быть столь же беспомощной, как ребенок. Муж, который оставляет свою жену (или наоборот), может возмутить вас, если вы верите в то, что брак должен длиться «пока смерть не разлучит вас.»

Даже если вы состоятельный человек, вы можете быть возмущены экономической эксплуатацией определенных групп в обществе, или правительством которое ставиться с поблажкой к бесполезным людям. Моральный (или нравственный) гнев зачастую является лицемерным, хотя мы стремимся употреблять это понятие, только если мы несогласны с нравственностью человека в состоянии т.н. праведного гнева. Из-за того что нарушаются наши моральные ценности, мы можем чувствовать гнев о страдании других, и это является очень важным поводом для совершения социальных и политических действий. Такой гнев в дополнение к другим факторам может мотивировать попытки изменить общество, а также это может быть социальной реформой, просьбой, убийством, или терроризмом. Два других события, которые могут вызвать гнев, связаны, но вероятно менее важны, с теми, что обсуждались раньше. Человек не оправдывающий ваших надежд может пробудить в вас гнев. Не обязательно, чтобы его неудача причиняла боль именно вам; фактически само по себе это может быть не направлено против вас. Чаще всего это реакция родителей на своего ребенка. Ваше нетерпение и болезненная реакция на его неспособность следовать указаниям или иным образом соответствовать вашим ожиданиям не подразумевает, что ребенок ранит вас своей неспособностью подчиняться (непослушанием) , именно неоправданные ожидания вызывают реакцию гнева.

Еще одним источником гнева является гнев другого человека направленный по отношению к вам, против вас.

Для некоторых людей типично отвечать на гнев взаимностью. Это может быть особенно ярко выражено, если не существует очевидного основания для гнева, направленного против вас, или же если этот гнев кажется, по вашему мнению, необоснованным.

Вас может разозлить гнев, который представляется вам не таким праведным, как по мнению человека, который его испытывает. Это только некоторые, из практически бесконечного их количества, причины гнева. В зависимости от истории жизни человека, что угодно может выявить гнев. Переживание гнева очень часто включает ощущения определенного рода. Дарвин, в своем докладе о физиологии гнева цитировал Шекспира:

Когда ж нагрянет ураган войны, Должны вы подражать повадке тигра.

Кровь разожгите, напрягите мышцы, Свой нрав прикройте бешенства личиной! Глазам придайте разъяренный блеск — Пускай, как пушки, смотрят из глазниц;

Пускай над ними нависают брови,

Как выщербленный бурями утес

Над основанием своим, что гложет Свирепый и нещадный океан.

Сцепите зубы и раздуйте ноздри;

Дыханье придержите; словно лук.

Дух напрягите. — Рыцари, вперед!

(Генрих V, Акт 3, сц.1, пер. Е. Бируковой)

Кровяное давление повышается, лицо может покраснеть, вены на лбу и шее могут становиться более заметными. Дыхание меняется, тело может распрямиться, мышцы напрягаются, и может наблюдаться легкое движение тела вперед по направлению к обидчику. В состоянии сильного гнева или ярости, может быть неосуществимо сохранять спокойствие, поскольку побуждение к нападению может быть чрезвычайно сильным.

Несмотря на то, что нападение или драка могут быть довольно часто встречающимися составляющими реакции гнева, совсем не обязательно, что они будут присутствовать во всех случаях проявления этой реакции. Взбешенный человек может ограничиться только словами; он может кричать и вопить или, хорошо контролируя себя, только наговорить гадостей, или же, при очень высокой степени самоконтроля, он может вообще ничем не выдать (проявить) свой гнев ни в голосе, ни в словах. Некоторые люди часто переживают внутренний гнев на самих себя и в большинстве случаев шутят насчет вызывающих раздражение* людей или же на свой счет.

Предположения о причинах некоторых психосоматических расстройств утверждают, что определенные физические заболевания случаются среди людей, неспособных выражать гнев, которые скорее будут терзать себя, чем сердиться на тех, кто их провоцирует.

В настоящее время с повышенным вниманием относятся к людям, которые, предположительно, не могут выражать гнев, а различные терапевтические и околотерапевтические методы сосредоточены конкретно на обучении людей, как выражать свой гнев и как переносить гнев других Гнев варьируется по интенсивности, от легкого недовольства или раздражения до ярости или бешенства. Гнев может нарастать постепенно, начиная с раздражения и медленно накапливаясь, или же полноценная ярость может случиться внезапно.

Люди различаются не только по типам причин, вызывающих гнев , или по их действиям, харахтерным для этого состояния, но так же по тому, сколько времени им понадобится, чтобы рассердиться. Некоторые люди «имеют короткий запал» , и известны, как взрывные (вспыльчивые) в состоянии гнева, они редко проходят через стадию легкого раздражения в независимости от вида раздражителя.

Другие могут редко испытывать что-либо сильнее раздражения, независимо от источника раздражения, они никогда не становятся по-настоящему сердитыми, по крайней мере, по их собственному мнению.

Люди так же различаются по тому, как долго они остаются в состоянии гнева, стоит раздражителю исчезнуть. Некоторые люди кажутся быстро отходчивыми от гнева, в то время как для других характерно затяжное переживание чувства гнева. Оно может захватывать таких людей, часами переходя в стадию ярости, в особенности, если то, что их разозлило, прекратилось до того, как у них был шанс продемонстрировать полноценный гнев.

Гнев может смешиваться с любой другой эмоцией.Мы уже рассмотрели случаи , в которых человек может испытывать гнев-страх, гнев-печаль* или гнев-отвращение.

Человек может так же чувствовать гнев и удивление, или гнев и счастье в некоторых случаях, демонстрируя пренебрежение или самодовольство. Некоторые люди испытывают довольно сильное удовольствие, переживая гнев. Они наслаждаются дискуссией (прениями).

Враждебные перепалки и словесные нападки не только волнительны для них, но и являются источником удовлетворения. Люди могут даже получать удовольствие от физического обмена ударами в сокрушительной затяжной борьбе (драке).

Интимные отношения могут быть установлены или восстановлены посредством энергичной гневной перебранки между двумя людьми.

Некоторые супружеские пары известны своей повторяющиеся моделью отношений, когда почти насильственные споры или даже жестокие драки следуют незамедлительно за сексуальной страстью и близостью.

Некоторое ощущение сексуального возбуждения может возникать при гневе; не известно, является ли это характерным для садизма или нет.

Безусловно многие люди если и испытывают позитивное чувство облегчения после переживания гнева,то только потому, что гнев прошел, а угроза или припятствие устранены.

Но это не то же самое, что действительное наслаждение состоянием ярости во время эмоционального переживания гнева. Наслаждение яростью далеко не единственная психологическая модель по отношению к этой эмоции.

Многие люди совершенно расстроены из за самих себя, если они сердятся; они стараются никогда не позволять себе испытывать или показывать гнев.

Намерение никогда не переживать состояние гнева может стать неотъемлемой частью их жизненной философии или работой всей жизни. Люди могут бояться чувствовать гнев. Они могут испытывать печаль, стыд или отвращение к себе, если они когда-нибудь почувствуют или проявят гнев. Такиеи люди как правило обеспокоены по поводу потери контроля над побуждениями к нападению.

Их обеспокоенность может быть оправданной (обоснованной), или же они могут преувеличивать степень вреда, который они могут причинить или уже причинили кому-либо.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Миры Ярости (Небеса Вырожденного Сознания, Асуры).
ЭМОЦИЯ ДОГАДКИ
ВЕРОЯТНОСТЬ (PROBABILITY)
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
СУБЪЕКТИВНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ УСПЕХА
2.2.2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
8.5.6. МЕТОД ПОКАЗАТЕЛЯ ВЕРОЯТНОСТИ УСПЕХА
11.1. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧУВСТВО» И «ЭМОЦИЯ»
Федосина С. С. ПРОТОТИПЫ КОНЦЕПТА «ЭМОЦИЯ» В НАУЧНОЙ И ИМПЛИЦИТНОЙ ТЕОРИЯХ ЭМОЦИЙ
СИЛА И ВЕРОЯТНОСТЬ БОЯЗНИ ВОЗМОЖНОГО НАКАЗАНИЯ
РАССМОТРИМ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИИ.
2.2. ЭМОЦИЯ КАК РЕАКЦИЯ НА СИТУАЦИЮ И СОБЫТИЕ
СОВЕСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИЯ
Добавить комментарий