ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Резкие изменения, происшедшие в российском обществе, оказали влияние на систему образования. Идет поиск новых образовательных форм и программ. Продолжается процесс самопознания народов, который реализуется, в частности, в программах национальных школ.

Изменение положения России в мире, потеря его ведущих экономических позиций и включение в глобальную экономику уже в качестве страны «третьего мира» актуализируют проблему национальных школ, шире – этнокультурного компонента для каждой школы.

Национальные школы в России пошли разными путями, отражающими в той или иной мере различные стороны объективных общественных явлений. Часть из них (в основном в этносубъектах Российской Федерации) сосредоточилась на активизации процессов самопознания, самоутверждения, но это нередко приводит к самоограничению. Другие попытались сочетать «самоопределение в прошлом» (В. Максименко) и познание своего места среди народов России и всего мира на современном этапе. Именно этот последний подход способствует формированию этнической толерантности, ибо происходит обращение к истокам общих для народов России ценностей, осмысление общности их положения в мире и на этой основе общности учебно-воспитательных задач российских школ при сохранении в программах этнокультурного компонента.

Задачи этнопсихолога в национальной школе вижу в следующем. Необходимо выяснить, насколько ее программа способствует, во-первых, этнокультурной самоидентификации индивида, во-вторых, воспитанию учащихся в качестве граждан полиэтнического государства – Российской Федерации, т.е. формированию этнической толерантности и патриотизма, в-третьих, включению личности в общемировые цивилизационные процессы. Желательны этнопсихологические исследования не только в национальной школе, но и сравнительные исследования, сопоставление итогов реализации этнокультурного компонента в разных формах школ. Это позволит создать наиболее эффективные программы, где этнокультурный компонент явится гармоничной частью школьной программы, способствующей воспитанию человека, гордящегося как культурой своего этноса, так и культурой российского суперэтноса и прилагающего все усилия для их познания и процветания.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО СЕКТАНТСТВА
Мещерякова Э.И. Этнопсихология характера (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
ВИЗИТЕРЫ КАК ОСОБЫЙ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЭТНОПСИХОЛОГИИ
Фабрикант М. С. ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭТНОПСИХОЛОГИИ В МИРОВУЮ КРОСС-КУЛЬТУРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР (NATIONAL CHARACTER)
КОЛОГРИВОВА Э.И. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ПРЕДСТАВЛНИЕ О СЧАСТЬЕ У ЛИЦ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
ГРАДОВА Н.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ЦЕННОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (NATIONAL EDUCATION ASSOCIATION)
С.В. Щеголева ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К ОДНОКЛАССНИКАМ ИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
Панга М.В. ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОТНОШЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЕ
Динамика роли государств в национальных экономиках.
Добавить комментарий